Общие тенденции в развитии представлений о труде
Зарубежные исследователи Руис С. А. Куантанилла и Б. Вил-перт обозначают следующую историческую ретроспективу развития «трудовой этики» [см.: 5, с. 264—265].
В Древней Греции господствовало негативное отношение к повседневной обязательной работе. Особенно презирался поденный физический труд, предназначаемый «для рабов», но не для свободных граждан. Труд «для себя» признавался лишь при условии, что создается нечто «вечное».
В Ветхом Завете труд рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление греха, и необходим он лишь потому, что позволяет разделить плоды труда с другими людьми (с нуждающимися). .
В средневековых гильдиях аскетический труд секуляризирован (обращен в светскую ценность). При этом труд рассматривается как воплощение религиозного служения.
Реформация возвысила роль труда как особой формы обязанности и долга. Труд должен способствовать «построению царства Божьего» на земле, а сама работа — это «благодать», и чем тяжелее труд, тем лучше.
Возникновение пролетариата в XVII—XX вв. существенно изменило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше выходят сознательное подчинение, дисциплина, надежность, пунктуальность и лояльность по отношению к руководству. Все больше развивается самосознание работника. Но главное — формируется особая «этика труда», понимаемая как «субъективное перераспределение труда» в качестве неизбежного источника «положительного самоутверждения». Все это помогает работнику создавать «внутреннюю мотивацию», даже несмотря на плохие условия труда.
В целом Руис С. А. Куантанилла и Б. Вилперт обозначают следующую общую логику развития трудовой этики:
1) буржуазная этика, где основное внимание направлено на ре
ализацию индивидуальных и профессиональных целей личности;
2) ремесленное производство, где самосознание работника оп
ределяется самим трудом и измеряется прибавочной стоимостью
производимого продукта;
3) пролетарская этика, определяемая профессиональным само
сознанием, которое, в свою очередь, все больше определяется
трудовым коллективом.
Если взять в качестве критериев развития представлений о труде представления о справедливости, т. е. о соответствии вклада человека в общую пользу и благ, получаемых данным человеком (работником), то условно можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества.
1. Труд как необходимость выживания человека в сложном, не
понятном и часто враждебном мире природы. Мы солидарны с
точкой зрения, согласно которой труд, а точнее — коллективный
труд (по А.Н.Леонтьеву), создал человека как носителя особого
коллективного сознания. Заметим, что и чувство собственного
достоинства конкретного индивида определялось его эффектив
ным участием в общих делах. Поскольку труд на данном этапе
развития человечества оставался достаточно простым и понятным
для большинства, то и представления о справедливом вознаграж
дении носили в основном коллективный, т. е. понятный и при
знаваемый большинством характер.
2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже —
и перед обществом. Через труд человек показывает свою «полез
ность» данному сообществу и благодаря труду вообще может рас
сматривать себя как полноценного члена данной социальной сис
темы. На данном этапе развития представлений о труде каждый
конкретный человек (работник) мог уже несколько по-своему
понимать свой долг перед людьми и соответственно по-своему
гордиться тем, что он делает, чем он полезен остальным людям.
Понятно, что представления о такой полезности были разными у
вождей и обычных членов общества.
3. По мере образования деспотических рабовладельческих (а
позже и феодальных) государств труд все больше рассматривает
ся как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определен
ным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духо
венству). Подневольный труд выполнялся в соответствии с суще
ствовавшими нормами жизни и законами. И соответственно жес
токо наказывались любые отступления от этих норм. Причем это в
немалой степени относилось и к привилегированным слоям, а не
только к рабам и простолюдинам. Естественно, нужна была убе
дительная идеология, обосновывающая такое положение дел. В де
мократических рабовладельческих государствах такое обоснование
предлагали философы (Платон, Аристотель). Например, Аристотель писал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Долгое время идея подневольного труда вполне «авторитетно» обосновывалась и религиозными представлениями о «праведном труде как искуплении грехов».
4. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становится элементом (а позже стали говорить «фактором») эффективного производства. Ситуация осложнялась тем, что конечные результаты производства все больше отдалялись от самого человека-работника и ему уже было сложнее оценить свой реальный вклад в общее дело. Соответственно сложнее стало для него оценить и блага (зарплату), на которые он мог рассчитывать. В итоге работнику все больше приходилось «доверять» в этом вопросе работодателю, а также его различным помощникам, которые «объясняли» работнику, на что он может претендовать в плане оценки своего труда. Чувство причастности к тому или иному производству (предприятию), а также чувство причастности к тем или иным производимым товарам все больше становится для работника основой для его самореализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация той эксплуатации (и ущемления в оплате), которая была характерна для капитализма времен XIX — начала XX столетия. К этому можно добавить и влияние на чувство такой сопричастности общественного мнения, а также мнения, складывающегося в конк-. ретных трудовых коллективах работников.
5. По мере демократизации общества труд все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономики население ряда стран (в том числе и благодаря распространению идей К. Маркса) уже с гораздо большим пониманием рассматривало свой вклад в общественное благосостояние и вознаграждения (блага), получаемые за свою работу. Именно поэтому во всех цивилизованных странах начались забастовки и возникли профсоюзные движения. Реальностью стала борьба рабочих за свои права. В итоге западное общество достигло более или менее справедливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от трудоемкости, необходимого уровня квалификации работников, а главное — от востребованности данной работы для большинства населения. Иными словами, всемогущий «рынок» стал во многом определять и представления о «полезности» того или иного труда. Отсюда сам статус человека в обществе, а соответственно и чувство удовлетворенности от труда, от которого во многом зависит и чувство собственного достоинства,
стали определяться заработком, получаемым за «полезную» для общества работу.
6. Труд как личностная потребность и условие развития человека. Лаже в рамках «рыночного» представления о ценности труда у некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад в производимые блага через востребованность со стороны большинства людей (со стороны «рынка»). Например, в ситуациях, когда большинство населения ориентировано на достаточно пошлую и примитивную продукцию, некоторые профессионалы уже не могут получить удовлетворение от производства такой продукции. Возникает «отчуждение труда от личности работника» (по Э. Фромму). И тогда важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими представлениями на уровне массового сознания). И лишь в этом случае, когда реализуется своя собственная концепция создаваемого блага, работник получает возможность наиболее полноценно реализовать себя в труде.
Правда, остается еще проблема вознаграждения, которое определяется не самим работником, а обществом (в лице различного «руководства» или «рынка»). И если работник не получает ожидаемых (с его точки зрения) благ и признания, то это порождает для него новые проблемы, связанные с переоценкой своего отношения к труду. В такой ситуации лишь сильные, уважающие себя личности (с развитым чувством собственного достоинства) способны сохранить свое представление о труде как о личностной потребности и условии своего духовного развития.
Вопросы для самопроверки
1. Что нового предложил Ф. У. Тейлор в плане изучения труда?
2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных
представлений о труде?
3. В чем сущность психотехнического подхода?
4. Какова основная причина кризиса психотехники?
5. Как повлияли особенности социально-экономического раз
вития России начала XX в. на развитие психологи труда?
6. Чем известен И. Н. Шпильрейн?
Рекомендуемая литература
1. Ацюковский В. А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества.
Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.
2. ИонинЛ.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.
3. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. —
М., 1992.
4. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический
очерк. - М., 1987.
5. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестома
тия. - М., 1995.
6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Воп
росы психологии. — 1975. — № 5.
7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917—1957). —
М., 1997.
8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская ле
генда // ЭКО. - 1980. - № 2.
9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д,
1996.