Этапы развития психологии как науки

Предмет психологии

· Душа (все исследователи до начала XVIII века)

· Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

· Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

· Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)

· Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

· Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

· Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

· Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

· Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Задача психологий

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальныеметоды для проверки гипотез. Многие методы статистических расчётов, которые на данный момент считаются общепринятыми, первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях, помимо гуманитарных и естественных наук, выделяются также общественные (социология, политология); заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе[источник не указан 119 дней]. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, какпсихологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология,клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологиейЦНС обнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в созданиипсихогенетики; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Предмет наблюдения

· Вербальное поведение

· Содержание речи

· Продолжительность речи

· Интенсивность речи

· И др.

· Невербальное поведение

· Экспрессия лица, глаз, тела,

· Выразительные движения

· И др.

· Перемещения людей

· Дистанция между людьми

· Физические воздействия

· Касания

· Толчки

· Удары

· И др.

Психологическое тестирование (psychological testing) — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики.

5. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

Классификация

В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления. Чаще мышление делят следующим образом[22]:

1. Теоретическое

1. Понятийное;

2. Образное;

2. Практическое:

1. Наглядно-образное;

2. Наглядно-действенное.

Основные формы

1. Понятие[23] - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

3. Умозаключение[24] - вывод.

Основные этапы мышления

Основные виды умственных операций[29]:

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстракция;

5. Конкретизация;

6. Индукция;

7. Дедукция;

8. Классификация;

9. Обобщение.

6. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающийсубъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств инастроений.[1]

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.[1]

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.[1]

Формы эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметно­сти или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разде­лить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникнове­ния и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно вы­раженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрица­тельная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоци­ональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от ус­лышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препят­ствием или по поводу чьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события — лишь пусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либо биологическая значимость либо субъективное значение этого со­бытия для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может быть раз­личной — от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной — аффек­та. Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции — гнев, радость, горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости, вос­торга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект и есть та бурно протекающая эмоция большой интенсивности, которая оказывает выраженное дезорганизующее действие на протекание, в частности, познавательных психических процессов.

Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio— обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто яв­ляется характеристикой личности данного человека. Это мо­жет быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины.

Фрустрация — психическое состоя­ние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непрео­долимого препятствия на пути удовлетворе­ния

какой-то потреб­ности, достижения цели или решения задачи.

Чувства — устойчи­вые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Понятие мотива личности

Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения - одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. "Трудность здесь состоит в том, - писал Б. Ф. Ломов, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения". В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: "Субъект есть деятельность удовлетворения влечений". Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними. Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Поэтому А, Н, Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.

Когда ищут ответ на вопрос, "что же такое мотивы", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем", "для чего", "почему", "отчего человек ведет себя именно так, а не иначе"? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А, Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа),

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека, Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: "почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения?"

Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А, Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л, Рубинштейном, дает ответ на вопрос "почему осуществляется активность человека", поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой - очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако, принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.

Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы. Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту - это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим,

В этой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, "все перечисленные психологические феномены ... могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами". Неслучайно поэтому в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.

Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

9. Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль исамоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями иэмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль исамоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями иэмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого

10. Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека.

Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.
Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер”).

Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

1. Гипертимный тип. Такие люди очень общительны, они стремятся к людям. При разговоре активно жестикулируют, а также имеют ярко выраженную мимику. Эти люди непостоянны, поэтому часто возникают конфликты из-за невыполнения своих обязанностей и обещаний. Отличаются деятельностью, активностью, инициативностью, а также оптимизмом. Несмотря на все это, они легкомысленны, необязательны, иногда совершают аморальные поступки. Так как люди они общительные, тяжело переносят одиночество и стабильность.

2. Дистимный тип. Замкнутые люди, не любящие шумные компании, и проводящие большинство времени сидя дома. Высоко ценят дружбу и отличаются надежностью, высокими нормами морали, а также серьезностью. Однако, они часто страдают депрессией и подавленностью, действуют медленно.

3. Циклоидный тип. Леонгард считает, что для этих людей характерна быстрая смена настроения, поэтому и в общении с окружающими они могут быстро менять образ поведения, то быть веселыми и добродушными, то грубыми и подавленными.

4. Возбудимый тип. Эти люди необщительны, их действия и реакции замедленны, однако могут быть вспыльчивыми и раздражительными. Часто провоцируют конфликты, могут нахамить и нагрубить. Из положительных черт можно выделить аккуратность, любовь к маленьким детям, а также надежность и добросовестность.

5. Застревающий тип. Из положительных черт можно выделить общительность, высокие требования к себе, стремление к успеху. Однако, такие люди не очень разговорчивы, склонны давать нравоучения окружающим людям, поэтому их нарекают занудами.

Уязвимы, очень ревнивы, иногда слишком самоуверенны. Эти люди мстительны, им сложно понять окружающих.

6. Педантичный тип. По акцентуации Леонгарда это человек очень аккуратный, чего требует и от остальных. На лидерство не претендует, редко является инициатором конфликтов. Такие люди чересчур заносчивы и требовательны, однако, они очень добросовестны в делах, надежны.

7. Тревожный тип. Люди неуверенные в себе, очень робки и замкнуты. Редко являются инициаторами конфликта, ведут себя как «мышка». Таким людям необходима поддержка и опора. Однако они очень дружелюбны, надежны и не боятся критики.

8. Эмотивный тип. Это люди, которые предпочитают круг общения из близких людей, они в меру общительны, понимают окружающих, неконфликтны. Все обиды держат в себе. Они привлекательны своей добротой, всегда могут разделить радость и горе другого человека, очень исполнительны. Однако они могут быть слишком чувствительны и ранимы.

9. Демонстративный тип. Люди этого типа стремятся показать себя в обществе, они обожают быть в центре внимания, общение дается им легко. Склонны завязывать интриги. Эти люди привлекают неординарностью, активностью, артистичностью, а также они способны заинтересовать в чем-либо кого угодно. Однако, по теории Леонгарда, людям неприятен этот тип из-за излишней самоуверенности, эгоцентризма, а также лени. Провоцируют конфликты.

10. Экзальтированный тип. Общительные люди, любящие поговорить, часто влюбляются. Спорят, но до конфликта дело доходит редко. Имеют крепкие связи с семьей и друзьями. По жизни очень альтруистичны и искренни, однако, смена настроения и паникерство нередко мешают им.

11. Экстравертированный тип. Пожалуй, самый общительный тип. У таких людей очень много друзей и знакомых, с которыми они имеют прекрасные отношения, так как умеют выслушать и не стремятся к доминированию. Очень неконфликтны. Однако, они несколько легкомысленны, любят посплетничать, совершают необдуманные поступки.

12. Интровертированный тип. Такие люди оторваны от реальности. Свою силу они черпают в одиночестве и размышлениях. Очень не любят шумные большие компании, быстро утомляются от длительного общения, но общение один на один для них приемлемо, они прекрасные партнеры. Интроверты довольно сдержанны, всегда придерживаются собственных убеждений. Однако, они слишком настойчивы и упрямы, их очень сложно переубедить их собственная точка зрения всегда единственно верная для них.

11. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

12. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы группа считалась группой:

1) наличие взаимодействий между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели – вернуть продавца не его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные выше группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов взаимодействий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называютквазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, поскольку деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что в социальных категориях и социальных агрегациях социальный контроль отсутствует, так что это чисто абстрактные выделения сообществ по одному признаку. Конечно, у индивидов, входящих в категорию, можно заметить определенную идентификацию с другими членами категории (например, по возрасту), но, повторяю, социальный контроль здесь практически отсутствует. Весьма низкий уровень контроля наблюдается в общностях, сформированных по принципу пространственной близости. Социальный контроль здесь происходит просто из сознания присутствия других индивидов. Затем он усиливается по мере превращения квазигрупп в социальные группы.

Собственно социальные группы также обладают различной степенью социального контроля. Так, среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который тем не менее может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. Что с уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

13. Малая группа – это определенное обособленное небольшое количество людей (<10 человек), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющие совместные усилия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе, с которым связано достижение общей цели. Различают 2 типа групп: 1. Формальные группы: обычно выделяются как самостоятельные подразделения организации; они имеют формально определенного руководителя, формально определенную структуру должностей, а также распределение за ними функций и задач. 2. Неформальные группы: создаются не распоряжением руководства, а формируются в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои правила и нормы поведения, определенное распределение ролей и позиций, явного и неявно выраженного лидера. Характерные особенности группы: член группы идентифицирует себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешнем взаимодействии выступает от имени группы: человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения «мы», «нас» и т.д. взаимодействие между членами группы носит непосредственный характер личного разговора, наблюдения за поведением друг друга; в группе наряду с формальным распределением ролей складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Причины вступления людей в группы: чувство принадлежности: Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть недовольными, т.е. возможность принадлежать группе и поддержка с её стороны тесно связана с удовлетворенностью работника. помощь: В затруднительных ситуациях люди часто предп

Наши рекомендации