Виды наблюдения в психологии

Название Принцип
Опосредственное – Непосредственное ( Косвенное - Контактное) По форме контакта
Полевое - Лабораторное (Естественное — Экспериментальное) По условиям деятельности
Открытое — Скрытое (Инкогнито) По характеру взаимо­действия с объектом
Включенное — Невключенное    
Случайное — Целенаправленное По цели
Сплошное — Выборочное По упорядоченности
Произвольное — Структурированное    
Констатирующее — Оценивающее По фиксации результатов

Преимущества метода заключаются в том, что

1) собираются факты естественного поведения человека;

2) человек воспринимается как целостная личность;

3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность по­средством нескольких одновременных фиксаций, систематич­ность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, или in пользуя технику фиксации наблюдаемых явлений. В возраст­ном психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблю­дение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент— метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. В отличие от наблюдения, эксперимент изучает не спонтанные, а реактивные проявления человека. Особенность эксперименталь­ного метода в психологии состоит в невозможности прямого изу­чения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. Т.е., что бы мы ни пытались из­мерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъектив­ных реальностей, проецируемых на результаты по крайней мере тре­мя людьми: самим испытуемым, экспериментатором-интерпрета­тором и создателем используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психиче­ский процесс; 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся 1) исчезновение естественности про­цесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естествен­ного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор боль­ше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Лабораторные опыты чаще касают­ся физиологических или нейропсихологических переменных. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятель­ности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковремен­ной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («ку-! пить в магазине» различные овощи) [7, 20].

Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным13.

Формирующий эксперимент подразумевает не только конста­тацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой ус­певаемостью школьников, для них проводят тренинг увереннос­ти в себе, который может быть отнесен к формирующим экспе­риментам). Вариантом формирующего является психолого-педа­гогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (после этой апробации метод начинает называть­ся программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в груп­пе, краткосрочно или длительно.

Моделирование— воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть инду­цирование настроения: изменение фона настроения испытуемо­го посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.

'Так, например, Е.В. Субботский, используя этот метод, успешно исследо­вал развитие морального поведения дошкольников. Для этой цели ребенка приглашали в комнату методиста-психолога в детском саду и рассказывали ему следующую историю. «Как-то раз в детский сад пришел дядя, позвал к себе маленького мальчика и попросил переложить шарики от пинг-понга лопаткой из ведерка в банку, пообещав ему за это конфету. А сам ушел в другую комнату. Мальчик хотел переложить шарики лопаткой, но у него не получилось. Тогда он переложил шарики рукой, хоть это и было запрещено, потом съел конфету. Как ты думаешь, правильно ли поступил мальчик?». Затем ребенок помещался в аналогичную описанной ситуацию, а экспери­ментатор осуществлял наблюдение через дырочку в экране, закрывавшем вход в комнату [18]. В отличие от описанных ниже дилемм Ж. Пиаже, это эксперимент, а не моделирование, поскольку ребенок не воображает неко­торую ситуацию, а реально попадает в нее.

Другим примером моделирования в психологии является при­менение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуе­мый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, ис­пользуемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно раз­бил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чаш­ку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? [18].

Наши рекомендации