Понятие среды в психологии развития

Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обыч­но связывают с фактором среды. В развитии человека это изме­няющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерти. Среда охватывает несколько различных структур.

Во-первых, говорят о природной среде, включающей климат, растительность, географические условия. Природная среда вли­яет на развитие человека как организма, а опосредствованно — и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии — температуры, рельефа, пейзажа — и особенностей характера) |8, 9].

Во-вторых, используют понятие «социальная среда» — это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы. Опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.

И третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей (указаний на то, как нужно и как воспрещается себя вести), представленную значениями, закрепленными в социальных предметах и знаках. Составляющей культурной среды является предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выпол­нения которых и был создан предмет. Человек по-разному взаи­модействует с вещами. Вещи опосредствуют деятельность, на­правленную на выживание и развитие человека (орудия). Но в силу субъектности человеческой личности вещи иногда начинают отвечать его внутренним потребностям, наделяться антропо­морфными характеристиками или становиться социальными заместителями. Так, игрушка томагоччи может заменять собой младшего брата или сестру, собаку, а автомобиль — подругу, друга и так далее. Вещи служат установлению власти над миром и определению границ жизненного пространства человека. Вещь может становиться фетишем, обретать сверхзначимость в случае чрезмерно аффективного отношения к ней, получать символи­ческое значение (талисман). Поэтому мир вещей отражает мир человеческого духа — потребности, образ мышления и жизни.

Помимо вещей, культура представлена в системах знаков. Знак — это любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Если знак приобретает аффективно заряженное содержание, которое выходит за его границы, он становится символом (пиктограмма, надписи, подобные вывеске «нет выхода»). Система знаков скла­дывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения. Один из постулатов психолингвис­тики заключается в том, что возможности языка определяют гра­ницы (возможности) человеческого мышления.

Итак, рассмотрение основных понятий психологии развития с точки зрения синергетики убедительно показывает, что челове­ческая индивидуальность как сложная саморегулируемая систе­ма — не только продукт, но и творец собственного развития. Мно­жество ненормативных кризисов ослабляет привычный вывод о фатальном значении раннего детства для человека и делает раз­витие человека практически неограниченным, а его изучение — неисчерпаемым. Все эти факты становятся очевидными благода­ря осознанию того факта, что человеческая психика, будучи жи­вой системой, обладает качествами сложности, темпоральности и множественности.

Вопросы и задания

1. Сравните понятия «рост» и «развитие». Сопоставьте понятия «научение» и «развитие», «формирование» и «развитие».

2. Приведите примеры непреформированного и преформированного развития у животных и человека.

3. Что такое асимметричность развития?

4. Дайте определение аттрактора.

5. Охарактеризуйте сходство и различие возрастных и ненорма­тивных кризисов.

6. Почему личностные кризисы редко изучаются объективной на­укой?

7. Каково содержание критического периода? Почему в кризис­ном периоде могут наблюдаться снижение темпов развития, не­гативные или регрессивные изменения?

8. В чем состоит специфика сензитивного периода? Приведите примеры.

9. В чем сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребенку это явление? Приведите примеры.

10. Укажите примеры нормативного возрастного, нормативного исторического, ненормативного кризисов.

11. Как вы понимаете способность психики к компенсации и само­организации?

12. Каковы показатели психического развития?

13. По каким параметрам оценивают изменения, происходящие в деятельности ребенка?

14. Что такое ведущая деятельность?

15. Приведите примеры приобретения личностного смысла ранее безразличным вам явлением.

16. Как вы понимаете принцип единства деятельности и сознания?

17. Меняется ли норма как статистическое понятие в различные исторические периоды?

18. Каким образом А. Бине определял умственный возраст детей? Почему умственный возраст можно отнести к статистической норме?

19. Приведите примеры социальных стереотипов возрастного раз­вития.

20. К каким последствиям для развития ребенка могут привести завышенные ожидания взрослых?

21. Как вы понимаете, что такое внешний возраст?

22. Есть ли разница между психическим и субъективным возрас­том?

23. Существует ли разница возрастов (и если да, то какая) двух 13-летних мальчиков, у одного из которых уже растет борода, а другой выглядит на 9 лет?

24. Нужно ли психологу знать зубной возраст клиента?

25. Зачем нужно разделять нормативный и фактический возраст ребенка?

26. Объясните, почему во всех периодизациях допускается разброс по срокам перехода с этапа на этап.

27. Приведите примеры наследуемых и врожденных свойств.

28. Почему монозиготные близнецы могут проявлять различные ре­акции на одну и ту же ситуацию?

29. Чему служит биологическая наследственность?

30. Каким образом язык общения может влиять на развитие ребен­ка?

31. Поясните фразу: «Ребенок понимается как пассивное существо, объект влияния».

32. Почему так важен вопрос о том, что в развитии психических функций наследуется, а что зависит от среды?

33. Какие теории психического развития отказывают ребенку в том, чтобы признать его субъектом воздействия?

34. Назовите направления развития биологических основ психики в филогенезе и онтогенезе.

35. В чем заключаются отличия теории Л.С. Выготского от теорий конвергенции?

Глава 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации