Детерминанты психического развития

Психическое развитие человека совершается под воздействием двух основных факторов — наследственности и среды (факторы — это постоянно действующие обстоятельства, оказывающие суще­ственное воздействие на психику человека). Понимание природы факторов обусловлено методологической позицией психолога [9,11]. Определение движущих сил психического развития ребенка — центральная проблема детской психологии. Исторически выдели­лись следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.

1. В биогенетических теориях формирование индивидуальнос­ти понимается как предопределенное врожденными и генетичекими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном шимми наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст. Холл.

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек - чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток — понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) по­нимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине считали, что среда накладывается на факторы наследствен­ности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри; надо интересоваться — что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исто­рический подход) Л.С. Выготского соглашалось с признани­ем вклада среды и наследственности в развитие, но при этом отмечало, что развитие возможно только благодаря наличию культуры как обобщенного опыта человечества [4]. Ребенок развивается, вступая в особые отношения с окружающим ми­ром: во-первых, он не приспосабливается, а активно присва­ивает себе опыт предшествующих поколений; во-вторых, это происходит только в общении с носителями культуры, воспитывающими и обучающими его взрослыми.

Особенность этих отношений приводит к возникновению присущих толь­ко человеку высших психических функций, которые появляются в онтоге­незе дважды: сначала как функция внешняя, затем — как внутренняя, опос­редствованная знаком и предметной деятельностью.

В рамках учения Л.С. Выготского врожденные свойства рас­сматриваются как условия развития, среда — как его источник (в ней содержится то, чем должен овладеть человек), а движущей силой психического развития является собственная деятельность человека — основная неаддитивная единица жизни, активное вза­имодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздей­ствующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Проходя через разные жизненные периоды, чело­век вступает в различные виды деятельности.

Л.С. Выготский полагал, что развитие — это не простая функ­ция, полностью определяемая «икс-единицами» наследственно­сти плюс «игрек-единицами» среды, а исторический комплекс, отображающий на каждой данной ступени заключенное в нем прошлое. Другими словами, нельзя искусственно противопостав­лять среду и наследственность, они действуют вместе и сосуще­ствуют в одних и тех же функциях.

Структура человеческой индивидуальности неоднородна. Она включает в себя индивидные характеристики (биологический фундамент личности, формально-динамические особенности), предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие ха­рактеристики [9]. По мере взросления человека индивидуаль­ность начинает все больше регулироваться духовно-мировоз­зренческими качествами и освобождаться от биологических проявлений. Разные этажи индивидуальности испытывают нео­динаковое влияние среды и наследственности: индивидные ха­рактеристики (темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей) обеспечивают устойчивость индивидуальности и мало подвержены средовым влияниям, а предметно-содержатель­ные свойства (черты личности, самосознание, характер) отвеча­ют за изменчивость и потому более чувствительны к влиянию среды.

Наши рекомендации