Возраст как системное качество

В генетической психологии в течение долгого времени изучали развитие и становление отдельных психических функций и про­цессов, таким образом осуществляя как бы «поэлементный» ана­лиз психики. Л.С. Выготский, реализуя системный подход, в качестве главной категории психологии развития предложил рас­сматривать целостные возрастные периоды (возрасты), понима­емые им как целостная динамическая структура, определяющая судьбу и значение каждой функции. Сущность каждого возраста выражается психологическими новообразованиями. Помимо цен­трального новообразования, на каждой возрастной ступени намечаются также побочные линии развития («запасные» элемен­ты системы), которые на следующем возрастном этапе приобре­тают характер доминирующих, реализуя таким образом диалек­тику развития.

Возраст представляет собой культурно-историческую катего­рию, имеющую несколько систем отсчета — индивидуальное раз­витие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества (очевидно, что если средняя продолжитель­ность жизни составляет 40 лет, то 35-летний человек может счи­таться уже пожилым).

Можно выделить несколько видов возраста.

Паспортный возраст показывает, сколько времени прошло со дня рождения человека. Социальный возраст связан с правовой системой общества и паспортным возрастом; он фиксируется в правовых документах и используется как точка отсчета способ­ности человека к правовым действиям. Изучая младенческий период, иногда используют понятие фактического возраста — периода времени, прошедшего с момента зачатия, т.е. включаю­щего пренатальный период (иногда также фактическим называ­ют возраст, устанавливаемый эмпирически по факту диагности­ки). Все это, за исключением последнего, типы внешнего, объек­тивного возраста.

Возраст биологический определяется состоянием обмена ве­ществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития и разделяется на скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др. Все эти понятия имеют практическое применение: скелетный возраст основан на темпах оссификации (отвердения костей) и определяет моторные возможности ребенка; в дошкольном возрасте он имеет разброс плюс-минус два года и может использоваться для уточнения индивидуальных особенностей человека. Зубной возраст основан на последовательности появления и смены зубов и, в отличие от скелетного, обладает высокой точностью, что позволяет использовать в сложных случаях оценки паспортного возраста, например, у детей, оставленных родителями и обнаруженных без документов.

Психический возраст определяется через соотнесение со среднестатистическим комплексом развития и включает в себя интеллектуальный, эмоциональный, субъективный возраст. Интеллектуальный выделялся ранее других и может быть оценен бла­годаря статистически подтвержденным нормам; эмоциональный уточняется посредством наблюдений за поведением ребенка. Субъективный возраст — это переживаемый, имеющий внутрен­нюю точку отсчета и зависящий от самоактуализации личности. Единицей субъективного возраста является жизненное событие: чем больше событий человек пережил, тем старше он себя ощу­щает; чем больше он планирует на будущее, тем он субъективно мм ноже [5]. Все перечисленные виды относятся к внутреннему возрасту, т.е. исчисляются количеством событий, произошедших и организме или психике человека.

Поскольку индивидуальные темпы развития очень вариатив­ны, понятно, что показатели только внешнего возраста для пси­хологии развития оказываются недостаточными. Л.С. Выготский предлагал в определении возрастной стадии человека выделять та­кие составляющие, как социальная ситуация развития и психо­логические новообразования [3]. Социальная ситуация развития — это специфическое для данного возраста отношение между ре­бенком и окружающей его социальной средой. Именно соци­альная ситуация определяет тот путь, следуя которым ребенок, черпая новые качества личности из среды как основного источ­ника развития, превращает социальное в индивидуальное. Пси­хологические новообразования знаменитый российский психо­лог определил как «новый тип строения личности и ее деятель­ности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внеш­нюю жизнь, весь ход его развития» [3, с. 248].

Изменение социальной ситуации открывает собой новый воз­растной период, психологические новообразования представля­ют собой его итог (за рубежом предпочитают нередко говорить о задачах развития). Поскольку отношение ребенка к действитель­ности не пассивно, оно отражается в ведущем типе деятельности ребенка. Ведущая деятельность (третья составляющая возраст­ного периода) — это такая деятельность, развитие которой опре­деляет главные изменения в психических процессах и психоло­гических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Понятие возраста располагает к составлению периодизаций — перечня сменяющих друг друга возрастных стадий. Однако сама возможность выделения подобных закономерностей в психоло­гии развития подвергается сомнению, что обусловлено понима­нием вклада наследственности и среды в психическое развитие.

Понятие ведущей деятельности было введено А.Н. Леонтьевым и затем ак­тивно использовалось Д.Б. Элькониным. Согласно А.Н. Леонтьеву, веду­щая деятельность характеризуется тремя признаками: 1) внутри нее на дан­ном этапе дифференцируются другие виды деятельности; 2) в ней перестра­иваются частные психические процессы; 3) от нее зависят основные изме­нения личности ребенка [7]. Д.Б. Эльконин усматривал в качестве призна­ков ведущей деятельности несколько иные характеристики. Вместо перво­го признака он предлагал два следующих: 1) в ней наиболее полно пред­ставлены типичные для данного периода отношения ребенка ко взрослым и действительности вообще; 2) она связывает ребенка с теми элементами ок­ружающей действительности, которые в данный период являются источни­ками психического развития [15]. Очевидно, что определение А.Н. Леонть­ева более тесно связано с показателями психического развития вообще, пред­лагаемыми Л.С. Выготским.

Так, сторонники биогенетических теорий полагают, что составление генетической

периодизации — вполне решаемая задача, так все люди проходят через одни и те же этапы созревания. Генетическая периодизация должна отвечать следующим требованиям (их сформулировали создатели известных периодизаций Ж.Пиаже и Л.колберг):

1) каждая следующая стадия описывает качественно новую модель поведения;

2) стадия охватывает общие проблемы, решаемые человеком данного возраста;

3) стадии сменяют друг друга в неизменной последователь­ности;

4) они культурно универсальны.

По этому поводу А.Н. Леонтьев писал: «Ни содержание стадий, ни их пос­ледовательность во времени не являются, однако, чем-то раз навсегда за­данным и неизменным. ...Влияние конкретно-исторических условий сказы­вается как на конкретном содержании той или другой отдельной стадии раз­вития, так и на всем протекании психического развития в целом» [7, с. 286].

К настоящему времени создано множество генетических периодизаций, которые, как правило, описывают не систему возраста в целом, а выборочное развитие каких-то процессов или функций (интеллекта или личности).

И теориях социогенетического направления предлагаются функциональные, а не генетические периодизации, смысл кото­рых состоит в том, что существуют единые для всех людей этапы формирования внешней или внутренней деятельности (напри­мер, развития понятий, формирования действия), а главным фактором становления психических функций является обучение. Примеры функциональных периодизаций — это этапы развития паника в бихевиоризме или этапы формирования умственного действия в учении П.Я. Гальперина.

Любая периодизация должна учитывать многомерность воз­растных свойств. Биологический возраст соотносится со свой­ствами организма и его отдельных подсистем, социальный — с положением индивида в системе общественных отношений, а психический — с характером сенсомоторной и умственной дея­тельности. Время от времени по некоторым направлениям раз­вития может наблюдаться ускорение {акселерация, т.е. возникнове­ние нормативных новообразований на более раннем возрастном эта­пе), расширение (амплификация, увеличение психологических возможностей сверх нормативных), задержка (отставание в при­обретении возрастных новообразований) [12]. Задержанное раз­витие, в свою очередь, может быть гармоническим (при котором ребенок демонстрирует комплекс возможностей, характерных для более раннего периода) и дисгармоническим (когда отдельные процессы и функции, имеющие опережающее развитие, сосед­ствуют с другими, которые отстают). Если случаи опережающе­го развития изучаются психологией способностей (разделом диф­ференциальной психологии), то дизонтогенез относится к ком­петенции дефектологии.

Для описания индивидуального развития существует три тер­мина: время жизни (интервал между рождением и смертью, кото­рый психологически бессодержателен и затрагивает только организм человека), жизненный цикл (замкнутый круговорот выделяемых эта­пов, затрагивающий индивид), и жизненный путь (развитие че­ловека в изменяющемся мире, которое относится к личности).

Наши рекомендации