Чувствительность психического развития к фактору времени

Психическое развитие содержит периоды медленных изменений и быстрых скачков: как и все сложные неравновесные системы, психика человека проходит через точки «раздвоения» (бифурка­ции ). Еще В. Штерн обращал внимание на то, что развитие включает в себя количественные изменения, которые осуществляются в различном темпе, и периоды «превращений» — метаморфоз, логика которых обусловлена не случаем или внешней моделью, а множена внутренне, т.е. присуща самой психике как сложной системе.

ПI.П. Блонский и Л.С. Выготский, также обращая внимание ил непостоянство темпа психического развития, предлагали вы­деять литические и критические периоды, которые характеризуются следующими особенностями [2, 3]:

1. Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленны­ми изменениями, которые идут «подземным путем» и накап­ливаются к концу периода. Поэтому границы литического периода выделяются резко. Кризисы, напротив, имеют неот­четливые границы, и момент их наступления и окончания предсказать трудно. Но в середине этого периода характерно резкое обострение — кульминация.

2. В течение критического периода большинство детей обнару­живает трудновоспитуемость, являющуюся результатом не­соответствия привычных мер педагогического воздействия уже измененной личности, за развитием которой эти воздей­ствия не поспевают. Всякий ребенок в период кризиса сни­жает темп развития по сравнению с предшествующим стабиль­ным периодом.

3. В ходе кризисов на первый план выступают негативные из­менения (свертывание, распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании кризиса ста­новятся отчетливыми новообразования (например, подросток во время кризиса демонстрирует обеднение словарного запа­са и снижение темпа умственного развития, а после выхода из кризиса уже обладает формальным мышлением, чего не было ранее).

Очевидно, что психика, как и все сложные системы, обнару­живает высокую чувствительность к фактору времени. Отмечая это обстоятельство, в психологии используется понятие «сензитивный период» (за рубежом — «критический период»)— время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффек­тивно (например, на третьем месяце беременности краснуха опас­на для развития плода, а на восьмом — уже нет; после полугода ребенок очень хорошо воспринимает речевую информацию, а после трех лет научить говорить еще не говорящего ребенка обыч­ными средствами уже невозможно). Любая способность или пси­хическая функция имеет период, благоприятный для ее наилуч­шего развития. В бихевиористских течениях используют также понятие «готовность» - момент времени в жизни человека, когда достигнутый им уровень созревания позволяет извлечь пользу из конкретного опыта научения.

Все психические явления в своем развитии подвержены законам неравномерности и гетерохронности |3, 12, 16]. Неравность означает, что темпы развития непостоянны. С этим связан феномен мнимой деградации в развитии вундеркиндов, которые, достигнув юности, в действительности всего лишь начинают следовать распространенному темпу, а также феномен присутствия в одной возрастной группе «быстрых» и «медленных детей. Гетерохронность — это различие темпов созревания йодной и той же функциональной системе. Типичный для нашего времени пример — это неполная школьная зрелость, при кото­рой семилетний ребенок демонстрирует интеллектуальную зрелость, умеет читать и считать, но при этом отстает эмоционально, страдает от слабой произвольности поведения.

Если рассматривать психическое развитие в масштабе не от­ельного периода, а всего жизненного пути, можно говорить об изменении чувствительности к трем основным факторам: норма­тивным возрастным (биологическим и социальным изменениям, происходящим в нормативном возрасте, например, пубертату или менопаузе), нормативным историческим (историческим событи­ям, затрагивающим всю возрастную группу) и ненормативным (связанным с особенностями инидивидуального жизненного пути человека — потерей работы, болезнями, разводом (рис. 1, с. 34) [1].

П. Бальтес обнаружил, что на протяжении человеческой жиз­ни эти факторы влияют по-разному, что также подтверждает мно­жественность вариантов развития.

Наши рекомендации