Понятие развития в возрастной психологии

Познакомившись с главными методологическими принципами современных наук о развитии, перейдем к определению понятийного аппарата психологии развития с учетом влияния проанализированных выше принципов.

В генетической психологии развитие — основное понятие, в широком смысле слова означающее совершенствование. В психологии в качестве близких по значению используют следующие термины. Во-первых, метафизическое развитие — это скорее рост, количественное изменение системы, увеличение или уменьше­ние, повторение. Такое понимание было характерно для Ст. Холла, придерживавшегося закона повторения (развитие вида повторяет развитие рода) и утверждавшего таким образом предзаданность основных моментов становления человека, а также для сторонников бихевиоризма, сводящих развитие к научению, т.е. также к воспроизведению образца. В качестве примера метафизического развития можно рассматривать созревание, которое в исправлениях нативизма считается основным фактором появле­ния психологических новообразований и обладает нормативной траекторией, т.е. проходит через определенные, обязательные для всех этапы.

Во-вторых, в педагогике чаще всего используют термин «фор­мирование», понимаемое как внешне детерминированное изме­нение, которое предполагает наличие модели и не обязательно < к -ковано на внутреннем импульсе субъекта. Формировать, стро­го говоря, можно даже вопреки желанию человека (практически все виды воспитательного воздействия подходят под это опреде­ление и в первую очередь определяются социальным запросом — необходимостью воспитывать «гармоничную личность», следо­вать «моральному кодексу строителя коммунизма» или модели «социально активной личности»).

Диалектическое понимание развития рассматривает его как необратимое изменение системы, вызванное разрешением ее внут­ренних противоречий (еще Л. С. Выготский писал о том, что раз­витие есть непрерывный самообусловливающий процесс, а не марионетка, управляемая дерганием двух ниток) [4]. Оно имеет причиной сам процесс жизнедеятельности человека, и потому, анализируя развитие, необходимо выделить не модель, а его дви­жущие силы. Если понятия роста и формирования используют­ся в физиологии и педагогике, то развитие — в гуманистически ориентированной психологии.

Процесс развития психики как сложной системы целостен, неделим, в нем связаны все ступени и стадии. Л.С. Выготский предлагал разводить две разновидности развития: преформированное (ограниченное рамками возможного) и непреформированное (которое трудно предвидеть в его результате) [3]. Развитие психики человека сочетает в себе признаки преформированности и непреформированности, потому что наследственность и ви­довые ограничения задают рамки, которые преодолеть невозмож­но (например, как бы человек ни совершенствовал себя, он не сможет выработать обонятельную чувствительность как у дру­гих млекопитающих, например, собак), и в то же время не содер­жит конкретных ограничителей психических возможностей, что доказывают примеры яркой личной самоактуализации (напри­мер, «пять жизней» талантливого кинорежиссера времен третье­го рейха Л. Рифеншталь) или мощной компенсации (например, профессиональная судьба известного американского физика М. Хокинга). Эти примеры маловозможны с точки зрения тео­рии вероятности, однако в силу асимметричности развития они обрели реальность.

Психика в своих равновесных проявлениях тяготеет к устой­чивым состояниям, поэтому важно выделять состояния-аттрак­торы — те, к достижению которых стремится система и которых трудно избежать (например, обреченность здорового ребенка быть чистоплотным и грамотным в условиях нашей культуры или более сложные явления — «линия судьбы», жизненный сценарий). А в неравновесных состояниях психика проходит через кризисы.Среди кризисов психического развития выделяют возрастные (или нормативные, потому что их не избегает практически ни один растущий человек), и ненормативные (являю­щие) и результатом проявления индивидуальной биографии человека).

Ненормативные кризисы нередко также называют личностными, и чаще всего они не изучаются объективной наукой, а разрешаются в рамках практической психологии.

Наши рекомендации