Психология развития и другие науки
Психология развития тесно соприкасается с другими отраслями знания. Прежде всего, она взаимодействует с биологией и физиологией развития: возможности психики напрямую зависят от структуры материального субстрата, т.е. нервной системы. Пока не достигнут известного развития мозжечок и моторная кора, ребенок не сможет хорошо координировать свои действия; уменьшение функционирующих клеток коры приводит к понижению умственной продуктивности.
Очень большой эвристической силой для психологии развития обладают положения этологии — науки о врожденных, инстинктивных программах поведения. Сравнительная этология позволяет проводить аналогии между некоторыми способами поведения человека, общими с другими живыми видами. Например, поведение по выхаживанию потомства основано на материнском инстинкте, который присутствует и у человека. Этология убедительно объясняет многие социальные явления, например, подростковый негативизм и создание субкультуры (что характерно для молодых особей на стадии вхождения в мир взрослых, завоевания статуса и собственной территории). Многие привычки (у младенца — переворачиваться в затененную сторону кроватки) и переживания (страх смерти, закономерно возникающий в возрасте 4—4,5 лет) также могут быть поняты с привлечением этологических категорий. Возвращение этологии для психологии очень важно, потому что в отечественной науке всегда акцентировалось социальное содержание психических функций и процессов, а биологической составляющей человеческой индивидуальности как биосоциальной системы внимания уделялось явно недостаточно. В настоящее время говорят о таком качестве, как примативность (от слова «примат») — выраженность инстинктивных основ поведения, потому что у разных людей к одному и тому же результату могут приводить как биологические, так и культурные процессы, например, инстинкт или самосознание.
Психология развития взаимодействует с другими научными дисциплинами, используя полученные в них знания.
• Так, общая психология исследует функционирование психики независимо от возраста, а психология развития — трансформации этих закономерностей применительно к каждой возрастной группе (например, особенности памяти младенцем или пожилых людей).
• Социальная психология изучает часть человеческого бытия, связанную с общением и принадлежностью к различным группам, а психология развития — влияние социального окружения на темпы и траектории психического развития (например, различие уровней интеллекта у детей из высоко- и малообеспеченных семей).
• Педагогическая психология изучает психологические новообразования, обусловленные включенностью человека в специально организованный процесс обучения, а психология развития рассматривает и те изменения, которые происходят благодаря созреванию или в ходе естественной социализации человека.
• Дифференциальная психология изучает индивидуальные вариации психического, в том числе и внутри каждой возрастной группы.
• Психогенетика стремится определить вклад наследственности и среды в изучаемые психические качества.
• Возрастная психофизиология изучает возрастные закономерности развития нервной системы, а психология развития — возможности использования морфофункциональных свойств нервной системы.
• Семейная психология изучает вклад семьи в проявление особенностей психического развития человека — темпа деятельности, сензитивности к средовым влияниям, выраженности возрастных и личностных кризисов.
«Поставщиком» фактов и потребителем знаний психологии развития является практическая психология, включающая в себя возрастную психодиагностику, занимающуюся постановкой психологического диагноза в контексте возрастных норм, возрастное консультирование, обеспечивающее решение проблем, вызванных нарушениями психического развития в рамках изучаемого возраста, психокоррекцию, включающую развитие социальных и познавательных навыков у человека, и психотерапию — помощь в разрешении возрастных, нормативных или ненормативных кризисов человека.
Основными тенденциями развития современных наук являются их взаимоинтеграция (взаимопроникновение) и дифференциация: т.е. ни один специалист не может оставаться «узким», испытывая постоянную потребность в подключении знаний смежных и даже отдаленных дисциплин, и в то же время новые проблемы побуждают отпочковываться новые направления, которые также могут развиваться в отдельную науку, обладающую своим собственным предметом. Поэтому можно ожидать, что в скором времени мы будем к психологии развития относить также не только историю индивидуальности или ее отдельных функций, но и историю болезни как формы проявления индивидуального развития, и историю социальной группы (в частности, семьи) как развивающихся психологических явлений.