Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями.
При формулировании целей необходимо руководствоваться несколькими правилами.
Цели формулируются в позитивной форме – не как описание нежелательного поведения или личностных особенностей, которые должны быть устранены, а как содержательный ориентир для дальнейшего роста и формирования деятельности, структур личности и способностей, обеспечивающих этот процесс.
Цели должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы.
Необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективы развития личности, учитывая, что эффекты коррекции могут проявляться на протяжении достаточного длительного временнго интервала.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
• коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
• профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
• развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
1.5. Требования, предъявляемые к участникам
коррекционной ситуации
Профилактика синдрома сгорания
Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.
Человек, который нуждается в психологической помощи, – клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции. Клиент осведомлен о целях и возможных результатах коррекции, мотивирован и готов к работе.
Немаловажную роль в этом процессе играют специальные социальные отношения между клиентом и психологом (или психологом и группой) с созданием атмосферы, наиболее благоприятствующей позитивным изменениям.
Создание такой атмосферы, а также эффективного рабочего альянса – это целиком забота специалиста – коррекционного психолога. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом. не менее важна роль специалиста в формировании структур, мотивирующих клиента на участие в коррекционной программе от ее начала и до конца, для получения стойкого коррекционного эффекта.
К условиям эффективности коррекционного психолога можно отнести:
• хорошую подготовку и гибкость в подборе теоретических компонентов идиагностических мероприятий, которые послужат основой для формирования главных принципов коррекционной программы;
• практическое владение методами и техниками в рамках выбранных направлений с учетом при этом индивидуальных особенностей клиента или динамики внутригрупповых процессов, которые могут повлиять на ход коррекционной работы.
К субъективным факторам успешности специалиста можно отнести:
• отсутствие или проработанность собственных проблем в областях, являющихся сферой профессиональных интересов;
• эмоциональную открытость, способность свободно выражать чувства, не нарушая границ других людей;
• реалистичную оценку себя, способность отнестись к себе с юмором.
Из негативных факторов, способствующих формированию синдрома психологического выгорания специалиста (см. «Глоссарий»), можно назвать:
• вытеснение и недооценивание наличия личных проблем;
• неадекватную самооценку;
• отсутствие творческого самовыражения;
• недостаток волевых качеств;
• неудовлетворенность условиями организации трудовой деятельности;
• нарушение режима работы и отдыха и т.д.
2. Особенности составления
коррекционных программ
Психокоррекционный комплекс
Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых направлен на решение различных задач особыми методами и приемами. основных блоков – четыре.
Цель диагностического блока – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, уточнение (или переформулирование) запроса клиента, формирование общей программы коррекции.
К диагностическим мероприятиям относятся первичная диагностика, проводимая на начальном этапе коррекции, вторичная диагностика, проводимая после коррекционного блока для исследования изменений, происшедших с клиентом или группой. Сквозная диагностика включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий оценивать успешность коррекционного воздействия, а также получить обратную связь от клиента или группы, участвующей в процессе коррекции.
Большое значение имеет, тоже относящаяся к диагностическому блоку своевременно организованная, обратная связь от клиента или группы.
Основные психологические методы, применяемые в диагностическом блоке:
• метод наблюдения;
• психологическое тестирование;
• проективные методы;
• ведение дневников, написание сочинений и т.д.
При составлении коррекционных программ используется в основном диагностика возрастного развития.
Установочный блок главной целью ставит предварительную работу с клиентом. Прежде всего это снижение уровня тревожности за счет установления открытых доверительных отношений с клиентом, повышение мотивации.
Цель коррекционного блока – гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий имеет своей целью измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизацию позитивной адекватной самооценки.
2.2. Основные требования
к составлению психокоррекционной
программы
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, событиях, связях и об отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Существуют стандартизированные и свободныекоррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу (ориентированную на настоящий момент)психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
При составлении психокоррекционной программы необходимо:
• четко формулировать цели коррекционной работы;
• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
• отобрать методики и техники коррекционной работы;
• определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
• определить длительность каждого коррекционного занятия
(от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);
• разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
• реализовать коррекционную программу, при этом необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;
• подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
2.3. Оценка эффективности
коррекционных мероприятий
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временнго интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временнм интервале.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.
Коррекционные занятия лучше проводить 1 раз в неделю продолжительностью 1–1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом для выяснения особенностей поведения, обстоятельств, связанных с сохранением прежних или возникновением новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1–2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
Эффективность коррекционных программ в большей степени зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем бльшая вероятность успешного разрешения трудности развития.