Виды психологической коррекции
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Учебное пособие
по курсу «Психологическая коррекция»
для студентов 4-го курса направления 030300
«Психология»
Новосибирск
ББК 88.492я73
П 863
Составитель: Я.А. Мазуренко, ст. препод.
кафедры педагогики и психологии
Рецензенты: О.В. Макаренко, канд. психол. наук, доц.
кафедры ПиП,
М.В. Сафронова, канд. психол. наук, доц.
кафедры СРиСА
Работа подготовлена на кафедре педагогики и психологии
P 863 Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2007 – 132 с.
ISBN 978-5-7782-0857-5
В учебном пособии представлены основные разделы и темы курса «Психологическая коррекция», входящего в блок специальных дисциплин учебного плана по направлению 030300.62 «Психология». В книге, кроме теоретической части, приведены два примера психокоррекционных программ, составленных студентами в рамках изучения курса, даны список рекомендуемой литературы и глоссарий.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, а также для практических психологов.
ББК 88.492я73
© Я.А. Мазуренко, 2007
ISBN 978-5-7782-0857-5 © Новосибирский государственный
технический университет, 2007
Введение
Учебное пособие адресовано студентам старших курсов, обучающихся по специальности «Психология», а также молодым специалистам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам помогающих профессий с целью содействовать им в создании эффективных, психологически грамотных программ, способствующих изменению эмоциональных состояний или поведения людей, обратившихся за помощью к специалисту – коррекционному психологу. Одной из основных целей этого пособия является также стремление представить психокоррекционую работу как целостную систему, где конкретные методики и технологии опираются на наиболее разработанные и авторитетные теоретические направления, востребованные на современном рынке услуг практической психологии.
Запрос на психологическую коррекцию предполагает, в первую очередь, подробный анализ собранной специалистом информации, на котором и будет впоследствии основываться вся программа коррекции. Правильно подобранные диагностические мероприятия на различных этапах психокоррекционной работы являются не менее важными, чем правильно выбранные направления психокоррекционной практики. Все это, а также знание законов психической деятельности, поможет оценить эффективность существующих программ и создавать наиболее актуальные индивидуальные и групповые программы коррекции.
Кроме обзора основных и концептуальных схем подходов, структуры и требований к составлению коррекционной программы, уделяется внимание требованиям к личностям коррекционного психолога и клиента, что обеспечивает экологичность процесса психологической коррекции для обоих.
В приложении в качестве примеров приведены коррекционные программы, разработанные студентами старших курсов специальности «Психология».
1. Психологическая коррекция,
цели и задачи
коррекционной деятельности
1.1. Особенности оказания психологической помощи в процессе консультирования, психотерапии и психологической коррекции
Взрослый, зрелый человек характеризуется адекватной оценкой своего поведения, событий и жизненных ситуаций, происходящих при столкновении с действительностью, какой бы она ни была. Человеку, адекватно воспринимающему происходящее с ним, свойственно также правильно оценивать свои силы и способности по преодолению самых сложных жизненных ситуаций и возможных последствий этих ситуаций. Обращение за помощью к специалисту-психологу так же важно и обязательно, как к врачу или священнику. своевременно сделав это, мы не только можем изменить точку зрения на происходящее с нами. Процесс самопознания и познания других людей, являясь основным компонентом психологической культуры, закладывает фундамент долгосрочных позитивных изменений, к числу которых относится умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
К сожалению, часто факт обращения за психологической помощью становится поводом обвинять обратившегося за помощью в «ненормальности», так как понятия психотерапия, психокоррекция, психиатрия в обыденном сознании воспринимаются как тождественные. Определим используемую терминологию.
Психологическая помощь включает в себя психологическое консультирование, психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию. Психологическую помощь могут оказывать психологи и психотерапевты.
Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, владеющий методами оценки психических явлений и методами психологической коррекции.
Психотерапевт – специалист с высшим медицинским образованием, оказывающий психологическую помощь при решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
Психиатрия относится к числу медицинских профессий (см. «Глоссарий»).
Ипсихологи, ипсихотерапевты специализируются по направлениям, которые являются сферой их профессиональных интересов. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, успешное завершение которых дает право применения технологий освоенного направления в практической работе.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Считается, что в основном психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы.
Выделяют следующие специфические черты психологической коррекции, отличающие ее от психотерапии.
Во-первых: психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также ставящих перед собой цель личностного развития или изменения качества жизни.
Во-вторых: коррекция ориентирована на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В-третьих, психологическая коррекция чаще имеет дело с настоящим и будущим людей, обратившихся за помощью.
в-четвертых, психокоррекция обычно строится как среднесрочная процедура (в отличие от консультирования (в среднем до 15 встреч) и некоторых видов долгосрочной психотерапии).
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать нужные психологические качества.
Человека, обратившегося за психологической помощью, именуют клиентом.
Клиент – физически и психически здоровый человек с проблемами психологического или поведенческого характера, по различным причинам не способный самостоятельно справиться с ними.
В качестве коррекционного воздействиямогут выступать личность, семья или группа.
Психокоррекционный комплекс
Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых направлен на решение различных задач особыми методами и приемами. основных блоков – четыре.
Цель диагностического блока – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, уточнение (или переформулирование) запроса клиента, формирование общей программы коррекции.
К диагностическим мероприятиям относятся первичная диагностика, проводимая на начальном этапе коррекции, вторичная диагностика, проводимая после коррекционного блока для исследования изменений, происшедших с клиентом или группой. Сквозная диагностика включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий оценивать успешность коррекционного воздействия, а также получить обратную связь от клиента или группы, участвующей в процессе коррекции.
Большое значение имеет, тоже относящаяся к диагностическому блоку своевременно организованная, обратная связь от клиента или группы.
Основные психологические методы, применяемые в диагностическом блоке:
• метод наблюдения;
• психологическое тестирование;
• проективные методы;
• ведение дневников, написание сочинений и т.д.
При составлении коррекционных программ используется в основном диагностика возрастного развития.
Установочный блок главной целью ставит предварительную работу с клиентом. Прежде всего это снижение уровня тревожности за счет установления открытых доверительных отношений с клиентом, повышение мотивации.
Цель коррекционного блока – гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий имеет своей целью измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизацию позитивной адекватной самооценки.
2.2. Основные требования
к составлению психокоррекционной
программы
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, событиях, связях и об отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Существуют стандартизированные и свободныекоррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу (ориентированную на настоящий момент)психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
При составлении психокоррекционной программы необходимо:
• четко формулировать цели коррекционной работы;
• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
• отобрать методики и техники коррекционной работы;
• определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
• определить длительность каждого коррекционного занятия
(от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);
• разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
• реализовать коррекционную программу, при этом необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;
• подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
2.3. Оценка эффективности
коррекционных мероприятий
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временнго интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временнм интервале.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.
Коррекционные занятия лучше проводить 1 раз в неделю продолжительностью 1–1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом для выяснения особенностей поведения, обстоятельств, связанных с сохранением прежних или возникновением новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1–2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
Эффективность коррекционных программ в большей степени зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем бльшая вероятность успешного разрешения трудности развития.
Поведенческое направление
Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса(середина 50-х – начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.
В основе данного направления выделяют три классических психологических направления.
1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла.
2. Теория оперантного научения Скиннера.
3. Теория когнитивного научения.
В бихевиоральной психокоррекции также одновременно сосуществуют три основные тенденции.
1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.
2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.
3. Мультимодальное программирование.
1. Классическая теория условных рефлексовПавлова явилась фундаментом, на котором было построено современное здание поведенческой коррекции. На основе принципов классического обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д.
И.П. Павлов показал, что один из путей управления поведением – управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека.
2. Теория оперантного обусловливаниясвязана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания стимул – реакция (S→R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания реакция – стимул (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты.
При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач:
• формирование нового стереотипа поведения;
• закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения;
• уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;
• поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.
3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция.В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.
Одно из последних достижений поведенческой психотерапии –
снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 году (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.
Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек – продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Существенным отличием от традиционного бихевиоризма является его ориентированность на реальные действия.
В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но и попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Отсюда, важнейшие реакции, на которые направлены воздействия психолога, – это реальное поведение человека в реальном мире. Вся бихевиориальная психокоррекция непосредственно связана с научением. Поэтому базисная терминология отражает основные концепции научения: обусловливание; генерализация; затухание; контробусловливание; эффекты частичного подкрепления; вызванные эмоциональные реакции; реакция избегания; конфликт; избыточное поведение.
Цели коррекции.В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий – обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.
Позиция психолога.В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.
Требования к клиенту и ожидания от него.Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.
3.6. Когнитивное направление
Особенности психокорРекции
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.
Можно выделить следующие его особенности.
1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему – мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему.
2. В основе коррекции лежит обучение новым способам мышления.
3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.
4. Основная задача коррекции – изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
В когнитивном подходе можно выделить два направления:
1) когнитивно-аналитическое;
2) когнитивно-поведенческое.
Поведенческий эксперимент
Поведенческий эксперимент – проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни.Человек строит образ реальности на основе особых индивидуальных понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый–злой; сильный–слабый; умный–глупый. Эти шкалы (они же и есть личностные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире.
Неподтверждение гипотез влечет либо отказ от конструкта, либо перестройку отношений между конструктами.
Гештальттерапия Перлза
Метод, созданный Ф. Перлзомпод влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил широкую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.
Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое Я, реализовать свои потребности, склонности – это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего Я, со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек – часть более широкого поля: организм–среда. У здоровой личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» сильно искажены и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1) внутреннюю – явления и процессы, происходящие в нашем теле;
2) внешнюю – внешние события, которые отражаются сознанием;
3) среднюю – фантазии, верования, отношения.
При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».
В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
1) интроекцию;
2) проекцию;
3) ретрофлексию;
4) дефлексию;
5) конфлуенцию.
В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское–женское, активное–пассивное, зависимость–отчужденность, рациональность–эмоциональность и т.д.
Понятие незаконченное дело – одно из центральных в гештальткоррекции, означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.
Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек – один из существенных моментов в гештальткоррекции.
В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.
Первый уровень – уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли.
Второй уровень – фобический – связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Человек боится быть тем, кем является и стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
Третий уровень – уровень тупика и отчаяния.Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.
Четвертый уровень – имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Это слой доступа к своему подлинному Я.
Пятый уровень – эксплозия, взрыв.Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного Я. Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.
Таким образом, гештальткоррекция – это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции.Цель гештальткоррекции – снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.
Основная цель – помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
• обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;
• смещение локуса контроля вовнутрь;
• поощрение независимости и самодостаточности;
• обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Позиция психолога.В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.
Главная цельвзаимодействия с клиентом – активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Требования к клиенту и ожидания от него.В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавание схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.
Трансактный анализ Берна
Э. Бернсоздал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, акцент в ней сделан на выявлении и определении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.
Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний Я, или эго-состояний: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Родитель – эго-состояние с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. Родитель может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.
Ребенок – эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью адаптированного ребенка является бунтующий против родителей ребенок.
Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».
Взрослое Я-состояние – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» – рациональный, объективный, способен на самое адаптивное поведение. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения.
Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.
Игра – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость – это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами, а ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.
Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую – двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), а иногда игрок устраивает игру с организацией.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Поглаживания и удары – взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:
позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;
негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;
условными (касаются того, что человек делает, и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы...";
безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;
фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление неда