Межличностные отношения «против людей»

К межличностным отношениям типа «против людей» относятся следующие.

Негативизм — немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Негативизм — это своеобразная форма межличностных отношений, в рамках которой социальная независимость выступает как альтернатива конформности, как самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции индивидом. Это не исключает солидарности личности с группой, но не в силу ее давления на субъекта, а на основе сознательного согласия с ней.

Негативизм по-другому называют реактивным сопротивлением. Это стремление защитить или восстановить свое ощущение свободы. Реактивное сопротивление возникает, как правило, в двух случаях:

— когда кто-то угрожает свободе действий субъекта;

— когда возникает потребность в борьбе за свою уникальность.
Психологические эксперименты показали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми и подчеркивать, в чем заключается их индивидуальность: «Нет исключения из правила, что каждому хочется быть исключением из правил».

Негативизм может проявляться:

— как клиническая форма, т.е. как бессмысленное сопротивление;

— как ситуативная реакция или черта личности, обусловленная потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я»;

— как следствие сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма — установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной социальной группы. Это установка на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой.

Под негативизмом понимают и сильное сопротивление, оказываемое индивидом групповому давлению. Индивид как бы демонстрирует крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы. Эксперименты показали, однако, что негативизм далеко не всегда есть подлинная независимость. Иногда это может быть специфический случай конформности, а именно «конформность наизнанку». Это означает, что индивид хотя и ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, но фактически вновь
зависит от группы, поскольку ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. он вновь оказывается привязанным к групповому мнению, только теперь с обратным знаком. Такой негативизм характерен для подростков. Считается, что позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность и
независимость.

Неприязнь к другим — форма негативного отношения к другому
человеку или другим людям, что может сопровождаться или не сопровбждаться негативным поведением. Негативное поведение, как проявление неприязни, выражается в таких формах, как дискриминация, расизм, сексизм.

Источником неприязни чаще всего оказываются:

— установки предвзятости, предрассудки;

— потребности в социальной идентификации: разделение на «мы»
и «они». В рамках этого разделения «мы» — люди, разделяющие чувство принадлежности к группе, чувство общей идентичности; «они» —. группа, которую «мы» воспринимают как непохожую на «нас» или обособленную от «нас». «Мы» лучше, чем «они», даже если «мы» и «они» похожи. В конечном счете, в рамках такого разделения удовлетворяется потребность в самоидентификации: существует тенденция характеризовать свою собственнуютруппу позитивно, чтобы позитивно оценивать себя.

Конфликт как враждебность — упорно воспринимаемая несовместимость интересов, целей, действий индивидов. Обычно участники (или один из них) твердо стоят на позиции силы. Каждый рассматривает другого как противника. Цель поведения в конфликте — победа любой ценой. Средства, используемые для достижения поставленной цели, — любые («любые средства хороши»), в частности:

— требование уступок в качестве условий для продолжения от ношений;

— недоверие;

— твердое отстаивание своей позиции;

— угрозы;

— сокрытие своих истинных намерений;

— требование односторонних преимуществ в качестве платы за соглашение;

— стремление выиграть состязание воли;

— применение давления;

— нападения наличность;

— эмоциональная враждебность, агрессивность;

— поиск единственного ответа — того, который примет противоположная сторона.

Ненависть — стойкое активное негативное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненавидеть кого-то — значит, быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно.

Ненависть формируетсяся как:

— острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий;

— систематическое накопление более слабых воздействий от источника негативных переживаний, и тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий.

При ненависти цель состоит1 в том, чтобы защититься или погубить противника. Человек, который ненавидит кого-то, становится повышенно чувствительным и к опасности, и к благоприятной возможности для атаки. Человек огорчается, если объект ненависти здоров и процветает, и ликует, когда того постигают неудачи.

Некоторые социальные психологи (например, Т. Шибутани и др.)
считают, что ненависть скорее присуща человеку с низким уровнем собственного достоинства. Тот, кто не любит самого себя, может бессознательно проецировать свои негативные свойства на других и затем агрессивно на них реагировать.

Интенсивность ненависти, как и иных чувств, зависит от характера
человека. У одних людей ненависть гораздо сильнее и устойчивее, чем у других.

Агрессия как причинение вреда другим отличается от агрессии как
причинения вреда самому себе (аутоагрессия). В первом случае агрессия — это поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому человеку, группе людей либо на уничтожение их. Часто такое поведение возникает как реакция субъекта на препятствия достижению цели и сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная,
аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию характеризующуюся целенаправленным осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как бдно из средств ее достижения.

Существуют три формы агрессии (вовне) с точки зрения способа
выражения:

- вербальная;

- физическая;

- сочетанная (вербальная и физическая — одновременно).
Есть две формы агрессии с точки зрения ее направленности:

- прямая: направлена на реальный или воображаемый источник
фрустрации;

- смещенная: направлена не на источник фрустрации, а на другой объект — одушевленный (человек, животное), неодушевленный (какой
угодно).

Для форм агрессии, развивающихся в массовых социальных явле-
ниях (террор, геноцид, расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Не менее опасна и агрессия, исходящая от индивида. Сложность здесь заключается в том, что у каждого человека есть собственные представления о нормах, что и сказывается на уровне проявления агрессии. Важную роль играет ряд ситуационных переменных (интерпретация намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние окружающих и пр.).

Агрессивные действия могут направляться субъектом и на самого себя, принимая форму аутоагрессивности (например, суицид). Некоторые проявления агрессии служат признаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких как возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и др. В формировании самоконтроля над агрессией и в сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентифи-
кации, децентрации, помогающих человеку понимать другого и сопереживать ему, что способствует формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности Межличностных отношений по типу

«навстречу людям»?

2. Каковы особенности межличностных отношений по типу «от

людей»?

3. Каковы особенности межличностных отношений по типу «против
людей»?

Психологический практикум

И ТгН Игра «Рюмиика»

Цель игры: осознание важности пространства в общении, установление влияния пространства на процесс коммуникации.

Группа делится на, пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя сбоку и со спины, пытаются определить свой ощущения при приближении-удалении.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

— В каких случаях возникают неприятные чувства у участников игры?

— Какие ощущения и чувства возникают у людей при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности, например, в переполненном автобусе?

Наши рекомендации