Игра «Представь другого другим»

Цель игры: формировать навыки сенсорной восприимчивости как средства социально-психологического самоисследования.

Находясь в транспорте, полезно незаметно приглядываться к какому-либо лицу. Желательно делать это так, чтобы проявленный интерес к человеку оставался для него незамеченным. Если это не
получается, то, возможно, взгляд наблюдающего слишком настойчивый, прямой, что ограничивает возможности коммуникации. Ненавязчивое изучение другого человека взглядом может стать
обычным повседневным упражнением. Естественно, если внимание обеспокоило человека, нужно тут же отвести глаза. Другая весьма полезная часть описанного упражнения состоит в том, чтобы попытаться вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности и т.д. Тот, кому не удается это вообразить, основываясь на сиюминутном выражении реального лица, вероятно, испытывает затруднения в понимании смены чувств и настроений на лицах своих собеседников.


Тест «Уровень тревожности»

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, оцените его справедливость для Вас по пятибалльной системе и проставьте соответствующий балл против порядкового
номера утверждения (5 — высшая, I — низшая оценка). Затем подсчитайте общее количество баллов, при этом надо учесть, что оценка утверждений № 1,6, 7, 10, 13, 16, 19 берется с обратным знаком.

1. Я испытываю удовольствие.

2. Я очень быстро устаю.

3. Я легко могу заплакать.

4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

5. Я проигрываю из-за того, что медленно принимаю решения.

6. Обычно я чувствую себя бодрым.

7. Я спокоен, хладнокровен и собран.

8. Ожидание трудностей обычно очень тревожит меня.

9. Я слишком переживаю из-за пустяков.

10. Я вполне счастлив. /

11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

12. Мне не хватает уверенности в себе.

13. Я чувствую себя в безопасности.

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

15. У меня бывает хандра.

16. Я обычно бываю доволен.

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыты

19. Я уравновешенный человек.

20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Степень выраженности признака:

20—46 - низкая, 47—73 - средняя, 74—100 — высокая.

Личностная тревожность

Устойчивая индивидуальная характеристика человека, в которой отражается его предрасположенность к тревоге и предполагается тенденция воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как
угрожающий. Человек реагирует на каждую из них, оценивает и воспринимает определенные стимулы как опасные, угрожающие его самооценке и самоуважению.

Тест «Самочувствие — Активность — Настроение»

Прочитйте внимательно 30 пар биполярных шкал, оцените их справедливость для Вас по пятибалльной системе и напишите соответствующую цифру против порядкового номера пары (5 —высшая, 1 — низшая оценка). Затем подсчитайте количество баллов: — по шкале «Самочувствие»: № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;

— по шкале «Активность»: № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;

— по шкале «Настроение»: № 5^ 6, II, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. •

1. Самочувствие хорошее - Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным — Чувствую себя слабым

3. Активный - Пассивный

4. Подвижный — Малоподвижный

5. Веселый ' — Грустный

6. Хорошее настроение — Плохое настроение

7. Работоспособный — Разбитый

8. Полный сил - Обессиленный

9. Быстрый — Медлительный

10. Деятельный -Бездеятельный

11. Счастливый -Несчастный

12. Жизнерадостный -Мрачный

13. Расслабленный - Напряженный

14. Здоровый -Больной

15. Увлеченный -Безучастный

16. Э.зволнованный -Равнодушный

17. Восторженный -Унылый

18. Радостный -Печальный

19. Отдохнувший -Усталый

20. Свежий -Изнуренный

21. Возбужденный -Сонливый

22. Желание работать - Желание отдохнуть

23. Озабоченный - Спокойный

24. Оптимистичный - Пессимистичный

25. Выносливый -Утомленный

26. Бодрый - Вялый

27. Соображать легко - Соображать трудно

28. Внимательный —Рассеянный

29. Полный надежд - Разочарованный

30. Довольный, -Недовольный

Степень выраженности признака: 10-23-низкая, 24-36 - средняя, 37-50 - высокая.

РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТЕМА 3 СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. «Я» в социальном мире.

2. Социальные убеждения и суждения.

3. Социальные установки.

4. Социальные стереотипы.

5. Предрассудки и суеверия.

Ключевые понятия темы:

Я-концепция} реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, социальные убеждения, социальные суждения, социальные установки, доминанта, социальные стереотипы, предрассудки и суеверия.

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

2. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб., 1996.

Социальное мышление — один из основополагающих факторов, составляющих ядро социальной психологии. Оно представляет собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе,
о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.

1. «Я» в социальном мире «Я» в социальном мире целиком и полностью определяется так называемой Я-концепцией. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой, совокупность установок, направленных на самого себя. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя, Я-концепция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и на возможности развития в будущем. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо оттого, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Обычно в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный; оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Важно иметь в виду, что человеку свойственна тенденция экстраполировать даже некоторую дефектность своего собственного Я на свою личность в целом. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него другими людьми, которые, в сущности, определяют представления индивида о самом себе. Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют покрайней мере три основных модальности самоустановки:

— реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;

— зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

— идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:

— возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль:

— способствует достижению внутренней согласованности личности;

— определяет интерпретацию опыта;

— является источником ожиданий личности.

Наши рекомендации