Тема 22. Акмеологические основы самосовершенствования личности

Процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех ее этапах выделяются сензитивные и критические моменты.

Термин «акмеология» был предложен Н. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека, охватывающего возраст от 18 до 55 – 60 лет. Этот период характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива.

Акмеология (греч. akme – высшая точка, вершина, острие) – отрасль психологии, изучающая психику человека и его поведение в зрелом возрасте.

Наиболее крупные систематические комплексные исследования периода зрелости человека были организованы и проведены под руководством Б. Г. Ананьева в Санкт-Петербургском государственном университете и Институте образования взрослых РАО.

Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. Например, исследование функции внимания показало, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет. После 34 лет они начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечены в возрасте 18 – 30 лет, а период снижения – в возрасте 33 – 40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития – от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям. Необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых.

Таким образом, развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный, противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности, влияние трудовой деятельности и практического опыта человека.

Как показали исследования Б. Г. Ананьева, в процессе онтогенетического развития выделяются две фазы. Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста). На второй фазе эволюция функций сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости. Если на первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный онтогенетический, то на второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности (Ананьев Б. Г.). Достижение высоких уровней развития в зрелые годы возможно благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. Так, например, у лиц водительских профессий острота зрения, поле зрения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность. Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект. Большинство исследователей приводят относительно ранние сроки появления оптимумов интеллектуального развития и постепенное их снижение с возрастом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96 %, в 40 лет – 87 %, в 50 лет – 80 %, а в 60 лет – 75 %. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных.

Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Использование лонгитюдного метода показало резкое возрастание индексов от 18 до 50 лет и незначительное их снижение к 60 годам у творческих людей.

Е. И. Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых:

I период – от 18 до 25 лет, II – 26 – 35 лет, III – 36 – 40 лет.

Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в I макропериоде, во II и III отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости. В процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35 – 45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20 – 25 годами, в музыке и поэзии – между 30 – 35 годами, в философии, науке, политике – в 40 – 55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Таким образом, на примере творческой активности прослеживается непрерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта.

Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается на уже определенные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями, и его характеризуют определенные возрастные периоды.

Ранняя взрослость – это период "вхождения" в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей. Нормативный кризис 30 – 33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Стабильный период 33 – 40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.

Возраст 40 – 45 лет – кризис середины жизни – для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития и благодаря этому изменяет и себя. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.

Литература по курсу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 376 с.

2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 416 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Из-во Питер, 2000. – 304 с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.

6. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Инф.-метод. пособие по курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с.

7. Гессен С.П. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

8. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц.: В 2 т. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Мир, 1996. – Т. 1. – 496 с.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с фр.: В 2 т. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Мир, 1996. – Т. 2. – 496 с.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.

12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 480 с.

13. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г Ярошевского. – 2-е изд. расш. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 292 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т. 1. – 576 с.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т. 2. – 496 с.

17. Общая психология: Курс лекций для 1-й ступени пед. образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

18. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997.

19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и средн. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд. испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 512 с.

20. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

21. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

22. Почепцов Г.Г. Теории коммуникаций. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. – 656 с.

23. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – 333 с.

24. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

25. Психология: Учеб. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. – 584 с.

26. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 256 с.

27. Психология и педагогика: Учеб. пособие / В.М. Николаенко, Г.М Залесов, Т.В. Андрюшина и др. – М.: ИНФРА-М.; Новосибирск: НГАЭ и У, 1998. – 175 с.

28. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.

29. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуман. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер КОМ, 1998. – 688 с.

31. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 277 с.

32. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.

33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – 736 с.

34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.

35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 606 с.

Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.

Дополнительная литература:

1. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. – К.: Rоуаl, 1997. – 288 с.

2. Алдер Г. Технология НЛП. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 286 с.

4. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 288 с.

5. Аппиньянези Р., Зарате О. Фрейд. Серия «Экспресс-Эрудит». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – 176 с.

6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 301 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: М., Университетская книга, 1998. – 389 с.

9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.

10. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты: Пер. с англ. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 304 с.

11. Вагин И.О., Мамонтов С.Ю. Практика эффективного поведения. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания.: Анализ преодоления крити­ческих ситуаций. М.: 1994. – 200 с.

13. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.

14. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

15. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учеб. – Изд. 3-е. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 336 с.

16. Занюк С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. – 352 с.

17. Зимбардо Ф., Ляйпис М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

18. Калинаускас И.Н. Наедине с миром. – Киев, 1991. – 282 с.

19. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Мн.: Беларусь,1990. – 670 с.

20. Кон И. Психология юношеского возраста. – М., 1998.

21. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996. – 224 с.

22. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник: Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 448 с.

23. Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви: Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви / Пер. с англ. М. Пантаева. – М.: Персей, Вече АСТ, 1995. – 432 с.

24. Кришнамурти Дж. Образование и смысл жизни: Письма в школе: Пер. с англ. – Харьков.: Весть, 1997. – 240 с.

25. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. – М.: Знание, 1992. – 188 с.

26. Ландрам Дж. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила: Сер. Исторические силуэты. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – 640 с.

27. Левит Л.3. Психология для всех и каждого. – Мн.: Попурри, 1996.

28. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

29. Майерс Д. Социальная психология: Пер с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.

30. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,2000. – 528 с.

31. Марасанов Т.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Из-во «Совершенство», 1998. – 208 с.

32. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.

33. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 544 с.

34. Ю. Маслоу А. Психология бытия. – Рефл-бук: Ваклер, 1997. – 300 с.

35. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

36. Педагогика народов мира: История и современность / Кадрия Салимова при участии Нана Додде. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.

37. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – 512 с.

38. Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 288 с.

39. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справ. пособие. – Мн.: Тетра-Системс, 1999. – 128 с.

40. Радугин А.А. Психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

41. Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

42. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

43. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М.: Смысл, 1995. – 653 с.

44. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

45. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х, Бил М.К. Экспериментальная психология: Практ. курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528 с.

46. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с.

47. Способности: К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. – Дубна: Изд. Центр Феникс, 1997. – 393 с.

48. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных билетов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Издат. Центр ”Март”, 2000. – 256 с.

49. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто / Пер. с англ. Р. Муртазина. – М.: Агентство ФАИР,1997. – 640 с.

50. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. – СПб.: Алейтейя, 1998.

51. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя: Пер. с англ. – Мн.: ООО Попурри,1998. – 672 с.

52. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ТПЦ Полифакт, 1990. – 80 с.

53. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: ООО Изд-во АСТ-АДТ, 1998. – 568 с.

54. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

55. Хейзинга И. Ноmо ludens. В тени завтрашнего дня: Пер с нидерл. – М.: Прогресс: Прогресс – Академия, 1992. – 464 с.

56. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности / Пер. с. англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с.

57. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск. М.: Барс, 1997.

58. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с.

59. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. – М.: КСП, 1996. – 384 с.

60. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

61. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер.с англ. А. Малышевой. – Мн.: ППЦ Полифакт, 1992. – 128 с.

62. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с.

63. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Академия, 1997. – 416 с.

Журналы: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Иностранная психология», «Вестник Московского университета».

Содержание:

Введение

Раздел I. Общая психология.

Тема 1. Ведение в психологию.

Тема 2. Характеристика сознания человека.

Тема 3. Ощущение и восприятие.

Тема 4. Внимание.

Тема 5. Память.

Тема 6. Мышление.

Тема 7. Представление и речь.

Тема 8. Эмоционально-волевые процессы.

Тема 9. Психические (функциональные) состояния человека.

Раздел II. Психология личности.

Тема 10. Понятие личности и ее развития.

Тема 11. Темперамент, способности, характер, направленность личности.

Тема 12. Самосознание личности и ее жизненный путь.

Тема 13, 14. Психологические концепции личности.

Раздел III. Социальная психология.

Тема 15. Социальная психология в контексте науки и культуры.

Тема 16. Характеристика общения.

Тема 17. Психология взаимодействия людей в группе.

Тема 18. Характеристика конфликта.

Раздел IV. Основы педагогики.

Тема 19. Педагогика как теория обучения и воспитания.

Тема 20. Теоретические и методические основы обучения.

Тема 21. Реализация общих принципов дидактики на примерах различных педагогических школ.

Тема 22. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Литература по курсу.

Наши рекомендации