Проблема развития и формирования асимметрий.

Основные вопросы:

1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка.

2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды.

3. Могут ли меняться асимметрии.

Здесь тоже нет единой точки зрения. Одна из них такова, что до 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания. (Невозможно выучить иностранный язык как родной после периода полового созревания).

Приводятся различные данные. Например, исследования младенцев. Электрическая активность неодинаковая в разных полушариях, т.е. уже у новорожденного два полушария работаю по-разному.

Зарегистрированы и анатомические различия у погибших детей на мозге, были даже обнаружены различия правого и левого полушария у недоношенного плода. Но это еще не основание, т.к. мы не можем у младенца зарегистрировать функциональную асимметрию.

Проблема левшества.

Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.

1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.

2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.

3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.

Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.

С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов. Факты:

Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.

У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.

В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.

до 1 года 52% правши, 47% левши.

до 2 лет - 70% правшей 25% левшей

к 7 годам 85% правши 12% левшей

То есть как бы динамика меняется.

В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей?. Нет нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.

Проблема правостороннего мира.

Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).

Проблема расщепленного мозга.

Впервые, когда был исследован мозг с рассеченным мозолистым телом был открыт способ исследования функций левого и правого полушарий, то есть предъявление информации раздельно в левое и правое полушарие. Синдром расщепленного мозга, который был исследован на основании этой методики распадается на два основных синдрома. Синдром аномии (нарушение номинации), и синдром дископии-дисгрофии (копирование и графика). Синдром аномии - невозможность называть стимулов поступающих в правое полушарие. То есть при предъявление стимула в левое полуполе зрения или в левую руку.

14) Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из актуальных проблем современного естествознания.

В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого правого полушарий головного мозга. К ним относятся и анатомические и физиологические данные и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый материал о функциональной неравномерности полушарий.

В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравномерное по значению участие левого и правого полушария в осуществлении психической функции, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. В «психическом» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

Анализируя соотношение лишь трех видов асимметрии (рука, глаз, ухо) А. Чуприков и др. выделили в нормальной популяции 8 вариантов функциональной асимметрии мозга. При учете других видов моторных и сенсорных асимметрий их число должно быть во много раз больше.

Таким образом, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и сенсорных процессов. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии будет выявлено, если будут учтены особенности всех высших психических функций. Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Еще более сложными и неоднородными являются группы левшей ( с ведущей левой рукой) и амбидестров (с ведущими обеими руками).

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме по видимому, очень сложна. Профили асимметрий весьма разнообразны.

Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью (мерой). Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой (моторной или сенсорной) асимметрии. Некоторые авторы пользуются показателем коэффициент асимметрии.

Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные ни детях основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эти показатели фиксируются электроэнцефалографом, способным фиксировать и дихотомическим прослушиванием.

В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарных асимметрий мозга.

Первое направление. Это эксперименты изучения специфики нарушения отдельных (вербальных не невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних очагах поражения позволяет выявить нейропсихологические симптомы характерные для поражения только левого, или только правого полушария. Подобное сопоставление показало, что различные звенья мнестической деятельности связаны с различными полушариями, Так, звено отсроченного воспроизведения связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения – с работой правого полушария. Произвольный уровень регуляции психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольным, автоматизированный – структурами правого.

Второе направление изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга состоит в сопоставлении целостных нейропсихических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

Систематическое изучение нейропсихологических синдромов началось сравнительно недавно.

Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидна, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений различных ВПФ, возникающих при поражении тех или иных структур правового полушария, встречаются еще с рядом трудностей, которые связаны с разработкой новых методов, адекватных поставленной проблеме функциональной специфичности правого полушария.

Изучение межполушарной асимметрии и межполушарных различий мозговой организации различных психических функций составляют одну проблему функциональной специализации полушарий. Второй проблемой является проблема межполушарного взаимодействия как основы осуществления различных психических функций. Наибольший интерес представляют данные о расщепленном мозге, т.е. о психических функциях с перерезанными мозолистым телом. Характерными проявлениями этого синдрома является аномия – нарушение способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие, особые нарушения письма и конструктивной деятельности, которые возникают лишь при их выполнении одной (левой или правой) рукой (синдром дископии – дисграфии)

Модель «расщепленного мозга» впервые показала, что оба полушария представляют собой единый парный орган, и что нормальное функционирование возможно лишь при их взаимодействии.

Симптоматика поражения мозгового тела в целом обнаруживает различия в нарушениях ВПФ. Для всех больных с частичной перегрузкой мозолистого тела характерны явления аномии (невозможность называния предметов, воспринимаемых левой половиной поля зрения или левой половины зрительного пространства, явления дископии – дисграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной, слуховой). Модально специфический характер этих нарушений зависит от объема и места перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, задние отделы). При перерезке задних отделов возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при их тактильном восприятии левой рукой ( при сохранности называния тех же объектов при ощупывании правой рукой), что объясняет разобщение задних отделов больших полушарий.

При заднем расположении аневризмы нарушения проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с правосторонней гомонимной гемианопсией. Называние объектов, инфомация о которых поступает в правое полушарие, невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать – только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять обе операции обеими руками (синдром дископии – дисграфии). Нарушение взаимодействия слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотомического прослушивания), что наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении координации движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева – направо и наоборот при его оценке по методике, разработанной С.Блинковым.

Наши рекомендации