Тема: Психологические аспекты труда учителя.
Цель: Овладеть умением выделять собственно психологические аспекты урока.
Ход:
1. Проведение деловой игры «Обратная связь».
2. Обсуждение и психологический анализ уроков, проведенных студентами в процессе игры.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. пос.- Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- 480 с.
2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1987.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.
4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ./Под. ред. Н.Ф.Талызиной. - М.: Педагогика, 1984.- 472 с.
Методические указания:
Учебной аудитории: специальной подготовки не требуется.
Участники игры: студенты, выполняющие роль учителя (2-3 человека), студенты, выполняющие роль учеников, студенты, выполняющие роль экспертов (завуча, директора школы).
Общее описание игры: студенты, играющие роль учителя, проводят «уроки».
Правила игры:
- Время для выполнения задания студенту-«преподавателю – 10-15 мин.
- Студенты-«ученики» играют роль учеников.
- Ведущий (преподаватель) вмешивается в ход событий лишь в случае, если нарушаются правила.
Семинарское (практическое) занятие 2
Тема: Психология педагогической деятельности
Цель:рассмотреть строение педагогической деятельности в ее психологических аспектах.
Вопросы для обсуждения
Специфика педагогической профессии, ее отличия от других профессий. Особенности педагогической деятельности - цели, функции, структура, педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Характеристика индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 2-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2004.
2. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. - М., 2000
3. Краснорядцева О.М., Морозова В.Е. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000,- 70 с.
4. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 200 с.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: ЗАО «Издательство Питер», 1999.- 416 с.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 1996 г.- 736 с.
Семинарское (практическое) занятие 3
Тема 2. Личность учителя.
Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.
Ход работы:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Задание для обсуждения.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов.
Вопросы для обсуждения
Динамика представлений о профессионально значимых личностных качествах (общепедагогический и системно-структурный подходы). Идеи Л.С.Выготского о требованиях к личности учителя.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 2-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2004.
3. Казанская В.Г. Педагогическая психология.- СПб.: Питер
Методические указания:
При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 9 «Психология и учитель» из книги Выготского Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. При конспектировании нужно ответить на вопросы:
- Чем, по мнению Л.С.Выготского, определяются требования к личности учителя? Приведите примеры разных представлений.
- Почему представление о том, что учитель должен воспитывать Л.С.Выготский назвал предрассудком? Преодолен ли сейчас этот предрассудок?
- В чем Л.С.Выготский видит опасность педагогической профессии? В каких случаях учитель выступает как нелепая, осмеиваемая, карикатурная фигура? Как избежать этой опасности?
- Почему Л.С.Выготский считает требование от учителя вдохновения, воодушевления антипсихологичным?
- Почему дружеские отношения между учителем и учеником Л.С.Выготский считает психологической проблемой?
- Какие требования к учителю предъявляет Л.С.Выготский?
- Как Вы относитесь к идее Л.С.Выготского о том, что в городе будущего не будет здания с названием «школа», а педагогическая профессия исчезнет?
- Как Вы поняли мысль Л.С.Выготского о преподавании как о войне?
Семинарское (практическое) занятие 4
Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.
Ход работы:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Заслушивание и обсуждение докладов
3. Подведение итогов.
Вопросы для обсуждения
Проблема соответствия человека педагогической профессии. «Я-концепция» учителя и ее проявление в педагогической деятельности. Профессиональные деформации.
Тематика докладов
Синдром эмоционального сгорания в педагогической профессии
Психологическое здоровье учителя
Профилактика профессиональной деформации педагога
Литература
12. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 2-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2004.
14. Казанская В.Г. Педагогическая психология.- СПб.: Питер, 2003.- 366 с.
15. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993
17. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998
18. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии.- N3.- 1998.- С.3-16.
19. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя.// Вопросы психологии.- 1998.- N1.- С. 44-53.
Семинарское (практическое) занятие 5