Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал
Что она возникает, как и внешняя, из слушания других и из внут-
Реннего повторения речи других. Таким образом, Блонский вы-
Двигал теорию подражания как основу возникновения внутренней
Речи и доказывал, что мышление, внешняя и внутренняя речь воз-
Никают одновременно, причем внешняя и внутренняя речь тесно
Связаны с общением.
Если для Блонского главным было исследование динамики ста-
Новления мышления и речи, то для Выготского наиболее важным
Представлялось изучить роль мышления и речи в изменении нату-
ральной психики человека, превращении ее в ≪культурную≫, т. е. в
Высшие психические функции.
Выготский придавал особое значение знаковой природе слова,
Понимая его как особого социокультурного посредника между
индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как
Психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют
Не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Вы-
Готский предложил экспериментальную программу изучения того,
Как благодаря этим структурам развивается система высших психи-
Ческих функций. Этот метод и получил название инструментально-
Го. Программа успешно выполнялась им совместно с сотрудника-
Ми, образовавшими школу Выготского. В своих последних работах
Выготский делал упор на исследование значения знака, т.е. на
Сопряженное с ним (преимущественно интеллектуальное) содержа-
Ние. Благодаря новому подходу он, совместно с учениками, разра-
Ботал экспериментально обоснованную теорию умственного раз-
вития ребенка, запечатленную в его главном труде ≪Мышление и
речь≫. В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют
Разные генетические корни. Мышление связано с орудийной дея-
Тельностью, а речь - с эмоциональным заражением посредством
Звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит
Соединение мышления и речи, в результате чего и появляется сло-
Весно-логическое мышление. Соединение двух различных процес-
Сов - становления мышления и становления речи - происходит у
Детей в возрасте полутора лет, считал Выготский. Это возраст,
Который отмечали в качестве переломного и Штерн, и Бюлер, и
Другие ученые, исследовавшие речь детей, характерен резким уве-
Личением словарного запаса детей, появлением вопросов о назва-
нии слов, т.е., как писал Штерн, ≪открытием ребенком значения
слов≫. Выготский объяснял это открытие тем фактом, что речь со-
Единяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыс-
Лять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом, с точки
Зрения Выготского, слово является для мышления тем знаком, ко-
Торый и превращает наглядно-действенное мышление в высшую
Психическую функцию.
Как и другие высшие психические функции, словесно-логическое
Мышление проходит стадии внешнего и внутреннего знака, т. е.
Процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим
Образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) -
эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) - словесно-
логическое мышление (стадия внутреннего знака). В своих экспе-
Риментах Выготский и его сотрудники доказывали, что внутренняя
Речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно
С внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благо-
Даря интериоризации эгоцентрической речи. С этой точки зрения,
Эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчеза-
ли после 7-8 лет, но переходили во внутренний план.
Эти положения теории Выготского были оспорены Блонским,
Доказывавшим одномоментность происхождения всех видов речи.
При сопоставлении их взглядов необходимо помнить о том, что
Блонский под внутренней речью понимал любые высказывания
Детей, произнесенные про себя. Такая речь, действительно, по-
Является у детей очень рано. Выготский же фактически отождеств-
лял внутреннюю речь с планирующей, а этот вид речи появляется
В дошкольном возрасте, что и было доказано в экспериментах
Выготского.
В своих исследованиях Выготский также изучал этапы форми-
Рования мышления, показав, что оно развивается от синкретиче-
Ского мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению
В понятиях. При этом им были описаны житейские и научные по-
Нятия и показано, что житейские понятия развиваются от частно-