При этом знаки, будучи продуктом общественного развития

Несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет

Ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают

Использовать их для управления своей внутренней психической

Жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется

Знаковая функция сознания, происходит становление таких собст-

Венно человеческих психических процессов, как логическое мышле-

Ние, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является

Тем механизмом, который формирует психику детей.

Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором

Выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выгот-

Ский разработал новую периодизацию. Им были также сформу-

Лированы принципы, которым должна отвечать научная психо-

Логическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский,

Должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию,

Должен быть объективным и не терять своего значения на про-

Тяжении всего периода детства. Сам Выготский в своей перио-

Дизации стремился перейти от чисто симптоматического и опи-

Сательного принципа к выделению существенных особенностей

Развития.

В основу предложенной им периодизации были положены два

Критерия - динамический и содержательный. С точки зрения дина-

Мики развития, он разделил детство на критические и литические

Периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки

Зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из ново-

образований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных

Изменений, которые определяют сознание и деятельность детей

Определенного возраста.

Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский

Ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располага-

Ется между уровнем актуального и потенциального развития пси-

Хики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим,

Т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том слу-

Чае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию.

По содержанию оно должно быть выше уровня актуального раз-

Вития, так как иначе оно не даст ничего нового для интеллекта, но

И не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так

Как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. По

Форме оно может быть реактивным (основанным на строгой про-

Грамме), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравит-

Ся) и спонтанно-реактивным (программа учитывает интересы ре-

бенка). При этом Выготский подчеркивал, что уровень потенци-

Ального развития соответствует способностям ребенка, в то время

Как актуальное развитие показывает его обученность.

Естественно, что в своих исследованиях отечественные психо-

Логи не могли пройти мимо такой важнейшей проблемы, как раз-

Витие познавательных способностей детей. Наиболее значимыми

Здесь стали работы П. П. Блонского и Л. С. Выготского.

В последние годы жизни Блонский создал самые важные психо-

Логические работы, посвященные развитию памяти и мышления.

Он открыл генетические этапы развития памяти и мышления, по-

Казал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализи-

Ровал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышле-

Нием и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте

Память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для

Дошкольника думать и припоминать - сходные процессы. Начи-

Ная с младшего школьного возраста взаимоотношения мышления

И памяти изменяются, и уже мышление влияет на запоминание -

Хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Таким

Образом, мышление теперь не зависит от памяти, наоборот, высо-

Кий уровень мышления может частично компенсировать недостат-

Ки механической памяти.

Анализируя процесс развития мышления и его связь с речью,

Блонский пришел к выводу о том, что генетические корни у мыш-

Ления и речи общие - это практическая деятельность. Он полеми-

Зировал с Выготским, который писал, что мышление и речь имеют

Разные генетические корни, оспаривал и его мнение о том, что

Внутренняя речь происходит от эгоцентрической и появляется

Только к концу дошкольного возраста. Блонский считал, что внеш-

Няя и внутренняя речь появляются одновременно в раннем возрасте

И первоначально связаны больше с памятью, а затем мышление

Выходит на первое место.

Наши рекомендации