При этом знаки, будучи продуктом общественного развития
Несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет
Ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают
Использовать их для управления своей внутренней психической
Жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется
Знаковая функция сознания, происходит становление таких собст-
Венно человеческих психических процессов, как логическое мышле-
Ние, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является
Тем механизмом, который формирует психику детей.
Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором
Выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выгот-
Ский разработал новую периодизацию. Им были также сформу-
Лированы принципы, которым должна отвечать научная психо-
Логическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский,
Должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию,
Должен быть объективным и не терять своего значения на про-
Тяжении всего периода детства. Сам Выготский в своей перио-
Дизации стремился перейти от чисто симптоматического и опи-
Сательного принципа к выделению существенных особенностей
Развития.
В основу предложенной им периодизации были положены два
Критерия - динамический и содержательный. С точки зрения дина-
Мики развития, он разделил детство на критические и литические
Периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки
Зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из ново-
образований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных
Изменений, которые определяют сознание и деятельность детей
Определенного возраста.
Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский
Ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располага-
Ется между уровнем актуального и потенциального развития пси-
Хики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим,
Т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том слу-
Чае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию.
По содержанию оно должно быть выше уровня актуального раз-
Вития, так как иначе оно не даст ничего нового для интеллекта, но
И не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так
Как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. По
Форме оно может быть реактивным (основанным на строгой про-
Грамме), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравит-
Ся) и спонтанно-реактивным (программа учитывает интересы ре-
бенка). При этом Выготский подчеркивал, что уровень потенци-
Ального развития соответствует способностям ребенка, в то время
Как актуальное развитие показывает его обученность.
Естественно, что в своих исследованиях отечественные психо-
Логи не могли пройти мимо такой важнейшей проблемы, как раз-
Витие познавательных способностей детей. Наиболее значимыми
Здесь стали работы П. П. Блонского и Л. С. Выготского.
В последние годы жизни Блонский создал самые важные психо-
Логические работы, посвященные развитию памяти и мышления.
Он открыл генетические этапы развития памяти и мышления, по-
Казал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализи-
Ровал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышле-
Нием и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте
Память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для
Дошкольника думать и припоминать - сходные процессы. Начи-
Ная с младшего школьного возраста взаимоотношения мышления
И памяти изменяются, и уже мышление влияет на запоминание -
Хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Таким
Образом, мышление теперь не зависит от памяти, наоборот, высо-
Кий уровень мышления может частично компенсировать недостат-
Ки механической памяти.
Анализируя процесс развития мышления и его связь с речью,
Блонский пришел к выводу о том, что генетические корни у мыш-
Ления и речи общие - это практическая деятельность. Он полеми-
Зировал с Выготским, который писал, что мышление и речь имеют
Разные генетические корни, оспаривал и его мнение о том, что
Внутренняя речь происходит от эгоцентрической и появляется
Только к концу дошкольного возраста. Блонский считал, что внеш-
Няя и внутренняя речь появляются одновременно в раннем возрасте
И первоначально связаны больше с памятью, а затем мышление
Выходит на первое место.