Этих форм деятельности, заложить основы нового подхода в иссле-
Довании взаимовлияния деятельности и психики, появлении новых
Форм психической активности человека.
Для того чтобы подчеркнуть отличия своего подхода к актив-
Ности человека, Басов впервые в истории отечественной психоло-
гии ввел понятие ≪деятельности организма в окружающей среде, с
Помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотно-
шения с нею≫. Принципиальная новизна позиции Басова заклю-
Чалась в том, что психическое развитие человека вводилось в соци-
Ально-историческую систему координат, так как развитие человека
Как деятеля определяется окружающей и воздействующей на него
Средой, причем не только средой природной, но и культурно-исто-
Рической. Как существо социальное и историческое человек разви-
Вается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшест-
Вующих поколений.
Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде,
Но конкретным деятелем в определенной области профессиональ-
Ного труда, Басов обосновывал идею о том, что деятельность
Опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль та-
Кого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность,
Тем более профессиональная, несет в себе необходимые для ее вы-
полнения знания. Это содержание деятельности Басов называл
Наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, органи-
Зующем деятельность человека, Басов обосновывал идею о куль-
Турной детерминации этой деятельности, так как наука представ-
Ляет собой продукт истории культуры и не может быть выведена
Ни из адаптации организма к среде, ни из свойств индивидуально-
Го сознания. Таким образом, в теории Басова были заложены не
Только новые методы исследования психического развития, но и
Новые подходы к этому развитию, которое, как подчеркивал Басов,
Определяется не только наследственностью, но и искусственно со-
зданной средой (в среду входят ≪наука, техника, искусство, религия
и вся общественная организация людей≫).
Басов заложил основы нового понимания механизмов психиче-
Ского развития, которые были развиты в концепции Л.С.Выгот-
Ского (1896-1934). Выготский впервые перешел от утверждения о
Важности среды для развития к выявлению конкретного механиз-
Ма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику
Ребенка, приводя к появлению специфических для человека выс-
Ших психических функций. Таким механизмом Выготский считал
Интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусст-
Венно созданных человечеством стимулов-средств, предназначен-
Ных для управления своим и чужим поведением.
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся
Закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изло-
жил в работе ≪Развитие высших психических функций≫, написан-
Ной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формиро-
Вания человеческой психики в процессе использования знаков как
Средств регуляции психической деятельности.
Говоря о существовании натуральных и высших психических
Функций, Выготский приходил к выводу о том, что главное раз-
Личие между ними состоит в уровне произвольности. Иными сло-
Вами, в отличие от натуральных психических процессов, которые
Не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психиче-
Скими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуля-
Ция связана с их опосредованным характером, причем опосредуют-
Ся они знаком или стимулом-средством, который создает дополни-
Тельную связь между воздействующим стимулом и реакцией чело-
Века (как поведенческой, так и мыслительной). Схема психических
процессов в представлении Выготского выглядит таким образом:
натуральные, непосредственные психические функции;
Высшие, опосредованные психические функции.
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен
самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо
градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими
В общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале
во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внут-
ренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая
Психическая функция появляется на сцене дважды: один раз - как
Внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапси-
Хическая.