Отрицался ни одним направлением. Но так как границы пластич-
Ности и гибкости нервной системы понимались по-разному, то и
Наибольшие расхождения были в оценке методов обучения и вос-
Питания, предлагаемых психологами разных направлений.
Благодаря многочисленным исследованиям, проводимым в то
Время, были заложены основы перехода от констатации роли раз-
Личных факторов к поиску механизмов их влияния на психическое
Развитие. Впервые о новом понимании среды и механизмах ее
Влияния на психику заговорил М.Я.Басов, а Л.С.Выготский в
Своей культурно-исторической теории открыл собственно психоло-
Гический механизм влияния социальной среды на развитие высших
Психических функций.
В работах ≪Методика психологических наблюдений над детьми≫
(1926), ≪Общие основы педологии≫ (1931) М.Я.Басов (1892-1931)
Развивал идеи своего учителя Лазурского о роли естественного
Эксперимента как ведущего при исследовании психики детей.
Большое внимание Басов уделял популяризации педологии и вве-
Дению в педагогическую практику метода наблюдения; он разра-
Ботал схемы наблюдений, а также методику анализа полученных
При наблюдении и естественном эксперименте эмпирических дан-
Ных. Доказывая, что научная психология должна опираться на
Объективное, внешнее наблюдение, Басов писал, что это единствен-
ный метод, ≪который может быть применен ко всем формам раз-
вития психических функций≫. Если большое значение наблюдения
Связано, прежде всего, с широкими возможностями его использо-
Вания, то значительную роль естественного эксперимента Басов
Объяснял возможностью сохранения естественных связей со средой,
Что практически исключено в лабораторном эксперименте. Поэто-
Му при исследовании социокультурной среды, определяющей пси-
Хическое развитие человека, естественный эксперимент важнее, чем
лабораторный, писал Басов, подчеркивая, что ≪разработка этой
Методики является одной из самых важных и насущных задач со-
временной психологии≫.
Говоря о предмете психологического исследования, Басов вы-
Двинул совершенно новый подход к взаимодействию человека со
Средой. Главное положение теории Басова - идея о том, что человек
Есть активный деятель в объективной, закономерно организован-
Ной среде. Таким образом, он впервые показал, что активность че-
Ловека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее
Изменении, а сама среда не аморфная масса, а определенным об-
Разом структурированная ситуация. Из этого положения Басов
Делал важный вывод о том, что психическое и физическое разви-
Тие - это два разных процесса, которые подчиняются разным зако-
Нам. Развитие организма определяется механизмом, биологически
Фиксированном в нем самом, поэтому, хотя среда и влияет в опре-
Деленной мере на этот процесс, источник закономерностей лежит
Не в ней, а в самом организме. В то же время развитие человека
Как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего
Социума и, в зависимости от условий, может идти по-разному,
Принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на
Друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что
Человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем ак-
Тивного ее познания. Поэтому возможности психического развития
Человека практически не ограничены. Однако, так как психика не
Может развиваться вне какого-то организма, то естественно, что
Развитие психики биологически ограничено во времени (время
жизни человека) и содержании, так как каждый человек может
Иметь определенные, только ему свойственные качества. Под этим
Ограничением Басов имел в виду прежде всего способности челове-
Ка, а также его отклонения и дефекты; он говорил, что слепой чело-
Век не может быть художником, а человек с низкими способностя-
Ми к точным наукам - математиком.
Одним из первых видов деятельности, на котором был опробо-
Ван новый подход, была ритмика, которой Басов придавал боль-
Шое значение в развитии структурированности и организованности
Деятельности. В дальнейшем свою схему наблюдения и естествен-
Ного эксперимента Басов и его сотрудники (Е.О.Зейлигер, М.А.Ле-
Вина и другие) применяли и для исследования других форм дея-
тельности (игры, производительного труда, бытовых навыков),
Расширяя и уточняя ее. Это позволило дать генетический обзор