Полноценное формирование науки.
В течение первых двадцати лет советская психология провела
Большое количество исследований, развивались и совершенство-
Вались научные теории. В это время были разработаны многие
Интересные методы исследования, поставлены новые проблемы и
Намечены пути их решения.
Большое внимание в этот период уделялось разработке как но-
Вых, объективных методов, направленных на исследование зако-
Номерностей психического развития (рефлексологических методов,
Генетического метода, инструментального метода Выготского), так
И методов, доступных для массового применения и служивших
Целям психологической диагностики.
В центре исследовательских интересов вновь возникавших на-
Учных направлений стояла проблема роли и взаимосвязи биоло-
Гического и социального в развитии психики. Эта проблема была
Также основным предметом многочисленных дискуссий и обсужде-
Ний. Накапливая большой фактический материал, формируя новые
Теории, психология преодолевала ограниченность первых взглядов
На роль биологических и социальных факторов, приходила к
Мысли о разнице в законах физического и психического развития
И соответственно о разной роли наследственности и среды в этом
Развитии. Поиски новых методов воспитания, направленных на
Формирование людей нового типа, привели к поиску механизма,
Позволяющего изменить психическое развитие, к отказу от биоге-
Нетического закона, приписывающего ведущую роль в развитии
Психики биологическому фактору.
Традиционным является представление о том, что в 20-30-е го-
Ды в советской психологии существовало два направления - социо-
Генетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к
Вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в
Развитии психики. Действительно, в литературе того времени часто
Можно встретить упоминание об этих двух школах и полемические
Статьи П.П.Блонского (1884-1941) и А.Б.Залкинда (1888-1936),
Считавшихся лидерами биогенетического и социогенетического
Направлений. Однако разница во взглядах представителей этих
Двух направлений весьма неточно отражена в их названиях. Разра-
Батывая проблему биологического и социального, ученые прежде
Всего пытались ответить на вопрос, что является условием, а что
Источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой
Была и проблема механизма развития. Несмотря на малую изучен-
Ность, этот вопрос был наиболее важным для практической пси-
Хологии, для разработки развивающих программ обучения и кор-
Рекции психики.
Стремление изучить материальные основы развития психики
Привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого
Объективного, материального фактора, как биологический. Пони-
Мание развития как роста и созревания определило выбор наслед-
Ственности в качестве основного фактора, влияющего на этот про-
Цесс, так как наследственность в первую очередь определяет осо-
Бенности роста ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или
Тормозит заданный рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о
Возможности ускорения темпа развития, так как темп умственного
Развития, по его мнению, не связан с пластичностью нервной сис-
Темы, а пропорционален темпу соматического развития, который
Нельзя ускорить. При этом Блонский исходил из того, что форми-
Рование психики ребенка не связано автоматически с развитием
Вида, но определяется логикой самого процесса развития, в кото-
Ром существует закономерная последовательность ступеней. Исхо-
Дя из этого, он создает свои периодизации психического развития.
Развитие личности он связывал с развитием конституции и темпе-
Рамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он
Доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный
Для всех детей темперамент, а потому определенные личностные
Качества - упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверен-
Ность в себе, закрытость подростков - связывал с особенностями
Темперамента этого периода.
Кроме того, им была разработана и общая периодизация психи-
Ческого развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь
Состоит из трех этапов - детства, размножения, угасания. Детство
Есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе раз-