Ные кадры практических психологов.
Вопрос о кадрах вообще был одним из самых больных в психо-
логии, так как разница в уровне подготовки, знаний и культуры в
Центре и на периферии была огромной. Нельзя сказать, что веду-
Щие ученые не видели опасности разрыва между теорией и практи-
Кой, однобокости и неквалифицированности многих исследований,
Но в силу указанных объективных причин этот недостаток педоло-
Гия преодолеть не могла, что нанесло серьезный ущерб ее престижу.
Вызывали критические замечания и некоторые теоретические
Положения педологии - ее механистичность, эклектический подход
К переработке психологических (особенно зарубежных) теорий. Но
Главную критику вызывало то, что цель, поставленная педологией, -
Формирование активной, творческой личности и индивидуальный
Подход к каждому ребенку - не являлась актуальной в условиях из-
Менившейся действительности. Свобода, уходящая из жизни обще-
Ства, уходила и из школы, которая вместо кооперации, сотрудни-
Чества между учителями и учениками вводила иерархические отно-
Шения подчинения и послушания. Все это привело к появлению
известного постановления 1936 г. ≪О педологических извращениях
в системе Наркомпроса≫ и директивному закрытию педологии как
Науки вообще. При этом вместе с ошибками было забыто и все по-
Зитивное, сделанное этой наукой. Одновременно была директивно
Запрещена и психотехника. Пострадали и развивавшие эти направ-
Ления ученые. С. Г. Геллерштейн (1896-1967) на долгие годы остал-
Ся практически без работы, И. Н. Шпильрейн (1891-1937) был аре-
Стован и расстрелян.
Таким образом, можно выделить несколько этапов в развитии
педологии в России:
I этап: 1900-1907 гг. - зарождение детской психологии и пе-
Дологии, появление первых теорий и исследований психического
Развития детей, организация курсов и экспериментальных лабо-
Раторий, выход первых журналов и книг по детской психологии.
II э т а п: 1907-1917 гг. - разработка методологических прин-
Ципов построения детской психологии и педологии в России, по-
Явление первых психологических центров, соединяющих теорети-
Ческую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.
I I I этап: 1917-1924 гг. - период становления советской дет-
Ской психологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской
Науки. Этот период совпал с общим подъемом и многообразием
Культурной жизни страны. Для детской психологии этого периода
Характерны поиск новых методов обучения и воспитания, актив-
Ное школьное движение, многообразие школ и детских садов, по-
Явление работ Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого и других педагогов.
IV этап: 1925-1928 гг. - период консолидации разных групп
И течений в детской психологии, выработка единой платформы и
концепции развития психики, разработка планов развития педо-
Логии как науки, направленной на комплексное изучение и разви-
Тие личности ребенка. В это время усилилась связь психологиче-
Ской теории и практики, ставились конкретные задачи по разви-
Тию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.
V этап: 1929-1931 гг. - период интенсивного развития дет-
Ской психологии, появления теорий, раскрывающих закономер-
Ности и механизмы развития психики (М.Я.Басов, Л.С.Выгот-
Ский). Однако в этот же период начались нападки на детскую пси-
Хологию и педологию, связанные с изменением социальной обста-
Новки в обществе, введением единообразия и авторитарности в
Школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не
Преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.
VI этап: 1932-1936 гг. - окончание формирования тотали-
Тарного государства, пронизанного жесткой иерархической систе-
Мой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается
И на дальнейшем развитии детской психологии. Ликвидация в
Школьной и общественной практике интереса к личности ребенка,
К творческому началу привела к еще большему отрыву психологи-
Ческой теории от практики. Усиливаются нападки на педологию,
которую обвиняют в игнорировании требований школы. Как ре-
Зультат - практический запрет в 1936 г. как педологии, так и дет-
Ской психологии.
Педологию и психотехнику запретили в момент интенсивного
И плодотворного творчества ведущих ученых, что нанесло серьез-
Ный ущерб психологии в нашей стране, было прервано становле-
Ние психологических школ и традиций, без которых невозможно