Пейской психологии в качестве сверхличного, объединяющего

Было признано мышление, т. е. рациональное в душе человека.

Сверхличность характеризуется не только тем, что она является

Объединяющей, организующей функцией сознания, но и тем, что

Она вырабатывается и формируется коллективными усилиями лю-

дей, в недрах социальности, культуры общества, как, например, ло-

Гика Милля.

В то же время отечественная психология не отрицала сверх-

Личных элементов в сознании и видела их прежде всего в нравст-

Венности, также разрабатываемой не отдельными личностями, но

Коллективами людей, нациями. Некоторые ученые пытались све-

Сти эти сверхличные компоненты к религии, понимая ее как осно-

Ву нравственности, которая не вырабатывается народом, а дается

Ему в готовом виде.

Следствием такого подхода явилась не только этическая ори-

Ентация нашей науки, но и ее сакральность, стремление некоторой

Части ученых уничтожить границы между знанием и верой. Те же

Этические, нравственные элементы были положены большинством

Ученых в основу национального самосознания, которое поэтому

Базировалось не на единстве языка, как в европейской психоло-

Гии, а на единстве веры или сходном эмоциональном отклике на

События внешнего мира.

Таким образом, логика развития науки, социальная ситуация и

Особенности самосознания, повлияв на развитие отечественной пси-

Хологии, определили ее качественное отличие от зарубежной. Кро-

Ме того, по характеру постановки и решения основных психологи-

Ческих проблем можно определить время, в которое жил ученый.

Отечественная психология в 20-40-е годы XX века

Советская психология, которая формировалась в начале 20-х го-

Дов XX в., развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя мно-

Гие традиции отечественной психологии, естествознания, педагоги-

Ки и философии. Интенсивное развитие экспериментальной психо-

Логии продолжалось и после 1917г., так как в отличие от филосо-

Фов ведущие психологи не эмигрировали и не были высланы из

Страны. Однако уже в первые годы советской власти появились но-

Вые имена и новые проблемы, главной из которых была задача по-

Строения иной, марксистской психологии. Именно в этом видели

Свою цель П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, М.Я.Басов, А.Б.Зал-

Кинд, Л. С. Выготский и другие психологи.

Двадцатые годы стали временем рождения советской психоло-

Гии, активных поисков ее методологических основ и путей разви-

Тия. Необходимо было пересмотреть основные открытия дорево-

Люционной психологической науки и, выделив из них главное,

Нужное для новой науки, соединить с теорией марксизма. В отече-

Ственной психологии в этот момент было несколько школ и на-

Правлений, сторонники которых резко расходились во взглядах

На многие проблемы. Поэтому в первые 6-7 лет своего развития

Она переживала трудный этап формирования, становления. Отсю-

Да и неизбежный в этот период отрыв теоретических исследова-

Ний от психолого-педагогической практики и большое количест-

Во конференций, широких дискуссий по основным теоретическим

Проблемам психологии.

Значение психологии в это время объясняется задачей, стоявшей

Перед новым обществом, - необходимостью воспитания нового че-

Ловека, гражданина. Поиски объективного метода исследования,

Являющегося основой материалистического подхода к психике,

Привели к увлечению биогенетическими теориями (теория рекапи-

Туляции, психоанализ). В то же время задача формирования нового

Человека заставляла вглядываться в значение среды, ее роли в уско-

Рении и изменении развития психики. Поэтому главные дискуссии

Х годов проходили в борьбе этих подходов.

Так как направление, ориентированное на немарксистскую фи-

Лософию, не могло полноценно развиваться в новой социальной

Действительности, ведущими течениями, которые в это время раз-

Вивались в России, стали учение о поведении, основы которого были

Заложены Сеченовым, а также педология и психотехника, ориенти-

Рованные на практическое использование психологии в новой шко-

Ле и на новом производстве.

Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал фи-

Зиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нерв-

Ной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом

Преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медици-

Мярцинкопскии 4о I

Наши рекомендации