Ния эстетического удовольствия, связывая процесс восприятия ис-

Кусства с сознательной работой мышления и с бессознательными

Процессами. При этом сознательное эстетическое удовольствие он

Объяснял, исходя из понимания душевной деятельности как на-

Правленной на достижение определенной цели. Противополож-

Ность между удовольствием и страданием, с его точки зрения, сов-

Падает с противоположностью между свободным и воспрепятст-

Вующим действием. Таким образом, не только развитие личности,

Но и развитие эстетического чувства, формирование художествен-

Ного вкуса Челпанов объяснял, исходя из волевого действия.

Бессознательные процессы, связанные с эстетическим восприя-

Тием, с точки зрения Челпанова, соотносятся с физиологическими

И психофизическими процессами, а также с законами сохранения

Энергии, о чем говорили и другие ученые, исследовавшие в этот

период художественное творчество, например Д.Н.Овсянико-

Куликовский.

Хотя Челпанов и не создал оригинальной психологической

Теории, отечественная психология обязана ему появлением многих

Значительных научных имен. Будучи видным педагогом и органи-

Затором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой

Исследовательской культуры российской психологической школы.

Он создал свою школу, заложив основы дальнейшего плодотвор-

Ного развития психологии в России.

Большое значение для развития экспериментальной психологии

Имели труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, как и Грот,

Стремился разрешить проблему объективной интерпретации полу-

Ченных при психологическом эксперименте данных, разработал

Свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также

Является основоположником дифференциальной психологии в Рос-

Сии. Совместно с А. П.Нечаевым он создал одну из первых психо-

Логических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на

Протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию

В Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева.

В 1897 г. в выходившем под редакцией В. М. Бехтерева журнале

≪Обозрение психиатрии≫ была опубликована первая статья Лазур-

ского, посвященная проблеме индивидуальных различий, - ≪Совре-

менное состояние индивидуальной психологии≫. Рассматривая дос-

Тижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является иссле-

дование того, как видоизменяются ≪душевные свойства у различ-

ных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях≫.

В работе ≪Очерк науки о характерах≫ (1909) Лазурский разра-

батывал оригинальную концепцию ≪научной характерологии≫, в

Основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особен-

Ности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция

Лазурского во многом отличалась от взглядов Штерна, Бине и

Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться

Прикладными исследованиями и доказывал важность формирова-

Ния основ научной теории индивидуальных различий. С его точки

Зрения, чисто прикладной подход к ним сводится в конце концов

к полному отрицанию возможности планомерного и систематиче-

Ского изучения характеров. Эта точка зрения противостояла, с

Одной стороны, прагматическому подходу тестологии, а с другой -

Распространенному в немецкой психологии мнению (которого при-

Держивались Вундт, Дильтей и другие ученые), будто повседневный

Опыт, наблюдательность, сопереживание - лучший источник позна-

Ния душевного склада личности.

Утверждение индивидуальной психологии как теоретической

дисциплины не умаляет, подчеркивал Лазурский, значения опыта,

Прежде всего наблюдения и эксперимента, о важной роли которых

Писал ученый. При этом он рассматривал эмпирические данные о

Деятельности различных психических процессов не изолированно,

Но в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального

Исследования является построение целостной картины человека.

Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других

Индивидуальных качеств человека, можно построить полную, есте-

Ственную классификацию характеров, которая и составит, по мне-

Нию Лазурского, основу новой науки.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными ме-

Тодами, существовавшими в начале века, побудила Лазурского

Искать другие способы психологического исследования. Он вы-

Наши рекомендации