Верженцем которой был Шпет. Он также стремился ознакомить

своих студентов с новыми для того времени психологическими на-

Правлениями - психоанализом, бихевиоризмом.

Будучи широко образованным человеком, он хорошо ориенти-

Ровался в современных ему зарубежных научных школах, прини-

Мал участие практически во всех международных психологических

Конгрессах. Поэтому он не мог не оценить значение Вюрцбург-

Ской школы, важность поворота от исследования элементарных

Психических процессов к изучению высших познавательных функ-

Ций. Это был выход к феноменологии познания, который откры-

Вал, как совершенно справедливо отмечал Челпанов, перспективы

Для дальнейшего развития психологии, преодоления ею методоло-

Гического кризиса. Значение этих экспериментов для него было свя-

Зано и с тем, что они подтверждали его философскую концепцию.

Предметом его размышлений были главным образом вопросы,

Связанные с теорией познания, гносеологией, поскольку он, как

Лопатин, Введенский и другие ведущие психологи того времени,

Считал, что звеном, связующим философию и психологию, явля-

Ется гносеология.

Гносеологические и психологические исследования Челпанова

Близки по своей философской основе к неокантенианству. Он счи-

Тал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных

Элементов и идей, объединяющих наши чувственные представле-

Ния в цельное знание, в опыт субъекта. О существовании априор-

Ных идей человек узнает из своего внутреннего опыта. В работах

≪Душа и мозг≫, ≪Восприятие пространства≫ Челпанов утверждал,

Что в результате самонаблюдения и самоанализа собственных впе-

Чатлений и возникают априорные понятия пространства, времени,

Причинности и др.

Задачи психологического исследования он видел в точном и

Объективном изучении отдельных элементов и фактов психической

Жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на

Результатах самонаблюдения. Таким образом, подход Челпанова

К эксперименту вытекал из его методологических, философских

Позиций. Поэтому главным методом в его концепции оставалось

Самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения

Этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетиче-

Ской психологии.

Гносеологические взгляды Челпанова объясняют и его позицию

При решении психофизической проблемы. Разъяснению этой пози-

Ции и его взгляда на взаимоотношения психического и физического

посвящена книга ≪Душа и мозг≫ (1900). Полагая, что психология

Должна исследовать природу души и сознания, он считал материа-

Лизм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку,

По его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умо-

Зрительными, а не опытными. Таким образом, в психике он видел

Два полюса - материю, головной мозг, с одной стороны, и субъек-

Тивные переживания, с другой. Основываясь на этом взгляде, он не

мог не прийти к идее о параллелизме души и тела. В работе ≪Душа

и мозг≫ он писал, что ≪дуализм, признающий материальный и

Особенный духовный принцип, во всяком случае, лучше объясняет

психические явления, чем монизм≫.

Вопросы, связанные с изучением границ и пределов познания,

Всегда занимавшие ученого, в период работы в ГАХНе он связы-

Вал с исследованием возможностей эстетического восприятия. Ис-

Следования искусства основывались на принципах, которые были

Установлены Челпановым при изучении личности, души человека.

Им предложен особый метод познания личности (а позже искус-

ства) - метод ≪вчуствования≫. Сущность его в том, чтобы не на-

Блюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить,

Пропустить их через себя. Если развитие сознания, по его мнению,

Связано с восприятием окружающего мира, то развитие самосозна-

Ния формируется при осознании человеком своего внутреннего

Мира, причем активную роль в этом процессе Челпанов отводил

Воле. По его мнению, именно при осуществлении произвольного

Движения происходит осознание того, что это движение связано

с собственным желанием, т.е. ≪тело осознается моим потому, что

оно подчиняется моему ≪Я≫. Расширенный образ ≪Я≫, в котором

Соединяется представление о внутреннем мире с представлением о

Теле, и является, по мнению Челпанова, личностью. Челпанов изу-

Чал как психологические, так и психофизические причины появле-

Наши рекомендации