Наших знаниях о психических процессах объективное, то, что мо-

Жет быть исследовано, постигнуто на опыте, от трансценденталь-

Ного. Исходя из этого, он писал, что бессознательные явления если

И существуют, то относятся к трансцендентальным, т. е. метафи-

Зическим, явлениям, а потому не могут входить в предмет объек-

Тивной психологии. Иначе говоря, не отказывая бессознательному

В возможном существовании, он исключал эти явления из позитив-

Ной науки, так как не видел объективных методов их исследования.

Исследуя проблему мышления, Введенский также одним из пер-

Вых пытался разделить понятия интуитивного мышления и интуи-

Тивизма: Интуитивное мышление, писал он, безусловно, сущест-

Вует, причем его необходимыми условиями он считал одаренность,

Талантливость ученого, честность мысли, т.е. умение и желание

Проверить правильность и достоверность полученных при помощи

Интуиции данных логическим или экспериментальным путем, а

Также хорошее знание того предмета, который исследуется в дан-

Ный момент. Он особенно настаивал на последнем условии, так как

Считал, что на пустом месте, без опоры на знания, без определенной

Посылки невозможно никакое мышление - ни логическое, ни ин-

Туитивное. При этом он резко критиковал такое понятие, как ин-

Туитивизм. Он не относил его к мышлению, так как это, с его точки

Зрения, скорее не мысль, а чувство, возникающее без опоры на зна-

Ние, без посылок - как прямое ощущение существования или отсут-

Ствия чего-то во внешнем мире.

Изучая соотношение мышления и эмоций, Введенский исполь-

Зовал популярную в то время теорию энергетизма Маха, утверж-

Дая, что мышление, самонаблюдение, любая рациональная оценка

Ситуации ослабляет чувства. И наоборот, сильно развитые чувства

Или захваченность ими в определенный момент времени ослабляют

Мышление.

Против такого повального увлечения теорией Маха, которую

Использовали и Бехтерев, и, позднее, Блонский, и другие ученые,

Выступал Лопатин. Он доказывал, что этот закон механики нельзя

Рассматривать как абсолютный закон всякого бытия вообще, но

Только как закон бытия физического, механического, к которому не

Относится психика, а потому на психические процессы этот закон

Не распространяется.

Работы Введенского имели огромное значение для отечествен-

Ной психологии. Они соединяли европейскую и российскую тради-

Ции, а также различные способы исследования психики - субъек-

Тивные и объективные, показав достоинства и недостатки каждо-

Го из них.

Одним из самых важных явлений в российской науке того пе-

Риода было становление экспериментальной психологии, формиро-

Вание первых психологических лабораторий. Одним из инициато-

Ров этого процесса стал Н. Я. Грот (1852-1899).

Н. Я. Грот был сыном известного ученого, одного из основате-

Лей российской филологии - Я. К. Грота. Семейная атмосфера,

пример отца и его друзей не только создали установку на научную

Деятельность, но и определили принадлежность к определенному

Кругу российской интеллигенции, идеологию которой разрабаты-

Вал и представлял Грот в своем творчестве.

После окончания историко-филологического факультета Петер-

бургского университета Н. Я. Грот стажировался за границей, где

Изучал последние достижение немецких, английских и французских

Ученых. По возвращении на родину он получил должность профес-

сора в Нежинском университете. В 1880 г. он защитил магистер-

Скую, а в 1883 г. докторскую диссертации, в которых развивал свою

Концепцию логики и эмоций. Проблема эмоционального развития

Стала одной из важнейших в творчестве Грота. В 1886 г. М. М. Тро-

Ицкий передал ему заведование кафедрой философии Московского

университета, а с 1887 г. он возглавил и Московское психологиче-

Ское общество.

Развивая свою программу построения психологии, Грот считал,

Что она должна быть объективной естественной эксперименталь-

Ной наукой, доказывал, что именно психология должна лежать в

Основе наук о человеке. Он был активным сторонником практиче-

Ского использования психологии, ее связи с педагогикой, медици-

Ной и юриспруденцией.

В работе ≪Основания экспериментальной психологии≫ (1896) он

Писал, что экспериментальная психология имеет большое значение

Для развития не только психологии, но и всех гуманитарных наук,

Утверждал, что новый этап развития психологии связан с объеди-

Наши рекомендации