Ленности свободы воли, при которой человек свободен в той степе-
Ни, в которой сам является виновником своих поступков и свобо-
Да - это свобода его выбора. Лосский утверждал, что волевая
Активность есть своеобразный вид творчества, точнее, своеобраз-
Ный вид творческой энергии, так как воля - это сила, которая со-
Здает новое явление. Как и одушевленность, волевую активность
Можно прямо и непосредственно ощутить, а потому существование
Специфического волевого элемента (так же как и наличие души у
человека) не нуждается в дополнительных доказательствах.
Рассуждения о свободе воли Лосский связывал со своей теорией
Идеал-реализма. Он доказывал, что в основе реального находится
Идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены
Событий. Таким образом, человек как носитель конкретно-идеаль-
Ного бытия стоит выше законов природы, в том числе и законов
Причинно-следственных отношений, детерминизма. Собственная
Духовная сила человека проявляется сообразно его интересам и
Потребностям.
Внешний мир не может произвести ни внимание, ни волю, он
Может быть лишь поводом к их проявлению, не более того. Обосно-
Вывая свою теорию идеал-реализма, Лосский писал, что в ней де-
Лается попытка соединить две противоположные позиции - и абсо-
Лютного, идеального, и реального, связанного с практической жиз-
Нью. Критикуя теорию индивидуализма, ученый отмечал, что в ней
Рассматривается мир как сумма раздробленных, разобщенных осо-
Бей, которые считаются абсолютной ценностью. Эта теория сужает
Сферу интересов индивидов по сравнению с его теорией, в которой
Считается, что каждый человек переживает как бесконечно ценное
Не только свои состояния, но и бытие других людей, бытие сверх-
Индивидуального целого. Индивидуалистическое мировоззрение
Сводит цель жизни человека к самосохранению, при этом люди
Становятся все более похожими друг на друга, так как они стремят-
Ся к одной цели. Поэтому, с точки зрения Лосского, крайний инди-
Видуализм в конце концов приходит к утрате самой идеи инди-
Видуума, личности. Он считал, что сохранить и развить это понятие
Можно, только приняв его учение, которое сочетает индивидуаль-
Ное с универсальным, соединяет человека с другими людьми в их
Переживаниях.
Лосский также подчеркивал, что каждый человек имеет опре-
Деленное предназначение, призван для того, чтобы реализоваться
В своем своеобразии, и именно при таком осуществлении себя, по
тому плану, который был заложен, индивид и обнаруживает миру
Собственную ценность, сверхиндивидуальное значение.
Значительное место в психологических исследованиях Лосского
занимал вопрос о специфике русской ментальности, ≪русского ха-
рактера≫. В своей книге ≪Характер русского народа≫ (1957) он ут-
Верждал, что его главной чертой является религиозность, которая
Служит основой как положительных, так и отрицательных качеств
Русских. Эта работа представляет значительный интерес как по
Количеству собранного материала, так и по описанию выбранных
Качеств, хотя анализ психологических причин их формирования и
Развития субъективен и мало обоснован.
Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского
был согласен профессор Московского университета С.Л.Франк
(1877-1950), также продолжавший в философии и психологии раз-
Вивать идеи, заложенные В.С.Соловьевым. Особый интерес для
него представляли исследования духовной активности человека;
Он доказывал, что психология должна оставаться прежде всего
Наукой о душе, а не о психических процессах. Хотя в последние
годы жизни на первый план в исследованиях Франка вышли имен-
Но философские проблемы, а собственно психологические исследо-
Вания он считал не свойственными российской науке, однако до
Своей вынужденной эмиграции в 1922 г. он уделял проблемам души,
Исследованию психики человека большое внимание. Наиболее зна-
чительными работами в этом плане явились сочинения Франка
≪Предмет знания≫ (1915), ≪Душа человека≫ (1917), ≪Духовные осно-
вы общества≫ (1922).
Франк считал, что необходимо обратиться к традиционному
Предмету психологии, вернуть понятие души взамен понятия душев-
Ные явления, которые, с его точки зрения, не имеют самостоятель-
Ного значения и потому не могут быть предметом науки. Он дока-
Зывал, что психология должна рождать в человеке понимание