Ленности свободы воли, при которой человек свободен в той степе-

Ни, в которой сам является виновником своих поступков и свобо-

Да - это свобода его выбора. Лосский утверждал, что волевая

Активность есть своеобразный вид творчества, точнее, своеобраз-

Ный вид творческой энергии, так как воля - это сила, которая со-

Здает новое явление. Как и одушевленность, волевую активность

Можно прямо и непосредственно ощутить, а потому существование

Специфического волевого элемента (так же как и наличие души у

человека) не нуждается в дополнительных доказательствах.

Рассуждения о свободе воли Лосский связывал со своей теорией

Идеал-реализма. Он доказывал, что в основе реального находится

Идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены

Событий. Таким образом, человек как носитель конкретно-идеаль-

Ного бытия стоит выше законов природы, в том числе и законов

Причинно-следственных отношений, детерминизма. Собственная

Духовная сила человека проявляется сообразно его интересам и

Потребностям.

Внешний мир не может произвести ни внимание, ни волю, он

Может быть лишь поводом к их проявлению, не более того. Обосно-

Вывая свою теорию идеал-реализма, Лосский писал, что в ней де-

Лается попытка соединить две противоположные позиции - и абсо-

Лютного, идеального, и реального, связанного с практической жиз-

Нью. Критикуя теорию индивидуализма, ученый отмечал, что в ней

Рассматривается мир как сумма раздробленных, разобщенных осо-

Бей, которые считаются абсолютной ценностью. Эта теория сужает

Сферу интересов индивидов по сравнению с его теорией, в которой

Считается, что каждый человек переживает как бесконечно ценное

Не только свои состояния, но и бытие других людей, бытие сверх-

Индивидуального целого. Индивидуалистическое мировоззрение

Сводит цель жизни человека к самосохранению, при этом люди

Становятся все более похожими друг на друга, так как они стремят-

Ся к одной цели. Поэтому, с точки зрения Лосского, крайний инди-

Видуализм в конце концов приходит к утрате самой идеи инди-

Видуума, личности. Он считал, что сохранить и развить это понятие

Можно, только приняв его учение, которое сочетает индивидуаль-

Ное с универсальным, соединяет человека с другими людьми в их

Переживаниях.

Лосский также подчеркивал, что каждый человек имеет опре-

Деленное предназначение, призван для того, чтобы реализоваться

В своем своеобразии, и именно при таком осуществлении себя, по

тому плану, который был заложен, индивид и обнаруживает миру

Собственную ценность, сверхиндивидуальное значение.

Значительное место в психологических исследованиях Лосского

занимал вопрос о специфике русской ментальности, ≪русского ха-

рактера≫. В своей книге ≪Характер русского народа≫ (1957) он ут-

Верждал, что его главной чертой является религиозность, которая

Служит основой как положительных, так и отрицательных качеств

Русских. Эта работа представляет значительный интерес как по

Количеству собранного материала, так и по описанию выбранных

Качеств, хотя анализ психологических причин их формирования и

Развития субъективен и мало обоснован.

Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского

был согласен профессор Московского университета С.Л.Франк

(1877-1950), также продолжавший в философии и психологии раз-

Вивать идеи, заложенные В.С.Соловьевым. Особый интерес для

него представляли исследования духовной активности человека;

Он доказывал, что психология должна оставаться прежде всего

Наукой о душе, а не о психических процессах. Хотя в последние

годы жизни на первый план в исследованиях Франка вышли имен-

Но философские проблемы, а собственно психологические исследо-

Вания он считал не свойственными российской науке, однако до

Своей вынужденной эмиграции в 1922 г. он уделял проблемам души,

Исследованию психики человека большое внимание. Наиболее зна-

чительными работами в этом плане явились сочинения Франка

≪Предмет знания≫ (1915), ≪Душа человека≫ (1917), ≪Духовные осно-

вы общества≫ (1922).

Франк считал, что необходимо обратиться к традиционному

Предмету психологии, вернуть понятие души взамен понятия душев-

Ные явления, которые, с его точки зрения, не имеют самостоятель-

Ного значения и потому не могут быть предметом науки. Он дока-

Зывал, что психология должна рождать в человеке понимание

Наши рекомендации