Он подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются

И в науке, и в религии; таким образом, в своих этнографических и

Этнопсихологических исследованиях он, независимо от Вундта и

Тейлора, пришел к сходным с ними выводам. Применение этого

Метода к анализу развития российской науки позднее дало воз-

Можность Кавелину исследовать ее особенности, вычленить те ее

Черты, которые впоследствии упоминались всеми исследователя-

Ми как одни из самых основных и характерных.

Анализ этнографических и исторических материалов привел

Кавелина к значимой для него концепции о том, что суть цивили-

Зации - в умственном и нравственном развитии отдельной лично-

Сти; таким образом, именно личность, а не коллектив представля-

Ет собой основу общественного развития. Таким образом, он сфор-

Мулировал и свой принцип культурного прогресса - он возможен

Лишь там, где есть развитая личность. Исторические и этнографи-

Ческие работы позволили Кавелину сделать вывод, что культуру

Нельзя исследовать только физиологическим методом, а личность

Человека является результатом не только физиологии, но и истории

И культуры. Как Тейлор и Леви-Брюль, он говорил о разнице мыш-

Ления первобытного и современного человека, анализируя прежде

Всего правовое сознание, отражение внешней, исторической госу-

Дарственности в самосознании человека. Историко-психологиче-

Ские исследования привели Кавелина к мысли о том, что и мыш-

Ление, и нравственность, и личность человека не могут быть вне-

Историчными.

Эти взгляды Кавелина, так же как его отстаивание принципа

Свободы воли, послужили причиной его полемики с Сеченовым,

имевшей большой резонанс в обществе. В работе ≪Задачи психо-

логии≫ (1872) Кавелин писал, что роль психологии в том, чтобы

Вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах

Деятельности нашей души, направив развитие нравственности, мо-

Рального поведения человека. Кавелин утверждал, что психоло-

Гия - это та наука, в которой должны соединиться физиология и

Философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей

Сложности человеческой природы, в том числе и такую важнейшую

Проблему, как исследование творчества.

Он считал, что психические состояния детерминированы тремя

Факторами - идеальностью, сознательностью и волей. При этом

Идеальность служит основой нашей критичности, стремления к

Абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возмож-

Ностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваи-

Ваться внутри себя, оставаясь цельным душой. В этой способности

Души раздваиваться, обращаясь к самой себе, Кавелин видел одно

Из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблю-

Дению, и возможность волевого поведения. Утверждая, что психику

Нельзя свести к физиологии, так как физиология - лишь условие

Возникновения психических явлений, он доказывал, что психиче-

Ское, как несводимое к материальному, не может подчиняться ма-

Териальным законам, главным образом закону причинности, т.е.

Детерминизму, отрицающему свободу воли человека. Поэтому без

Свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с

Внешними обстоятельствами.

Кавелин считал, что душа есть живая психическая реальность,

Вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего матери-

Ального мира, особый нравственный порядок, служащий образ-

цом для преобразования материальных сочетаний. Это взаимоот-

Ношение двух порядков - материального и психического - не оп-

Ределяется законом причинности, а потому возможна, утверждал

Кавелин, свобода воли, свобода человеческой деятельности. По-

Этому он не мог примирить свой взгляд на личность с материаль-

Ностью и естественностью происхождения души человека. Таким

Образом, не отрицая в принципе необходимость физиологических

Исследований психического, он выступал против понимания пси-

Хологии только как естественной науки, доказывая необходимость

Ее связи с философией. Эта позиция Кавелина в дальнейшем была

Развита психологами 90-х годов, такими, как Лопатин, Лосский,

Бердяев.

С ориентацией психологической науки на решение этических

Проблем не был согласен Сеченов, совершенно по-другому подхо-

Дивший и к предмету и к задачам психологии. Считая ее наукой о

Поведении, он главную задачу видел в исследовании законов по-

Наши рекомендации