Он подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются
И в науке, и в религии; таким образом, в своих этнографических и
Этнопсихологических исследованиях он, независимо от Вундта и
Тейлора, пришел к сходным с ними выводам. Применение этого
Метода к анализу развития российской науки позднее дало воз-
Можность Кавелину исследовать ее особенности, вычленить те ее
Черты, которые впоследствии упоминались всеми исследователя-
Ми как одни из самых основных и характерных.
Анализ этнографических и исторических материалов привел
Кавелина к значимой для него концепции о том, что суть цивили-
Зации - в умственном и нравственном развитии отдельной лично-
Сти; таким образом, именно личность, а не коллектив представля-
Ет собой основу общественного развития. Таким образом, он сфор-
Мулировал и свой принцип культурного прогресса - он возможен
Лишь там, где есть развитая личность. Исторические и этнографи-
Ческие работы позволили Кавелину сделать вывод, что культуру
Нельзя исследовать только физиологическим методом, а личность
Человека является результатом не только физиологии, но и истории
И культуры. Как Тейлор и Леви-Брюль, он говорил о разнице мыш-
Ления первобытного и современного человека, анализируя прежде
Всего правовое сознание, отражение внешней, исторической госу-
Дарственности в самосознании человека. Историко-психологиче-
Ские исследования привели Кавелина к мысли о том, что и мыш-
Ление, и нравственность, и личность человека не могут быть вне-
Историчными.
Эти взгляды Кавелина, так же как его отстаивание принципа
Свободы воли, послужили причиной его полемики с Сеченовым,
имевшей большой резонанс в обществе. В работе ≪Задачи психо-
логии≫ (1872) Кавелин писал, что роль психологии в том, чтобы
Вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах
Деятельности нашей души, направив развитие нравственности, мо-
Рального поведения человека. Кавелин утверждал, что психоло-
Гия - это та наука, в которой должны соединиться физиология и
Философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей
Сложности человеческой природы, в том числе и такую важнейшую
Проблему, как исследование творчества.
Он считал, что психические состояния детерминированы тремя
Факторами - идеальностью, сознательностью и волей. При этом
Идеальность служит основой нашей критичности, стремления к
Абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возмож-
Ностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваи-
Ваться внутри себя, оставаясь цельным душой. В этой способности
Души раздваиваться, обращаясь к самой себе, Кавелин видел одно
Из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблю-
Дению, и возможность волевого поведения. Утверждая, что психику
Нельзя свести к физиологии, так как физиология - лишь условие
Возникновения психических явлений, он доказывал, что психиче-
Ское, как несводимое к материальному, не может подчиняться ма-
Териальным законам, главным образом закону причинности, т.е.
Детерминизму, отрицающему свободу воли человека. Поэтому без
Свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с
Внешними обстоятельствами.
Кавелин считал, что душа есть живая психическая реальность,
Вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего матери-
Ального мира, особый нравственный порядок, служащий образ-
цом для преобразования материальных сочетаний. Это взаимоот-
Ношение двух порядков - материального и психического - не оп-
Ределяется законом причинности, а потому возможна, утверждал
Кавелин, свобода воли, свобода человеческой деятельности. По-
Этому он не мог примирить свой взгляд на личность с материаль-
Ностью и естественностью происхождения души человека. Таким
Образом, не отрицая в принципе необходимость физиологических
Исследований психического, он выступал против понимания пси-
Хологии только как естественной науки, доказывая необходимость
Ее связи с философией. Эта позиция Кавелина в дальнейшем была
Развита психологами 90-х годов, такими, как Лопатин, Лосский,
Бердяев.
С ориентацией психологической науки на решение этических
Проблем не был согласен Сеченов, совершенно по-другому подхо-
Дивший и к предмету и к задачам психологии. Считая ее наукой о
Поведении, он главную задачу видел в исследовании законов по-