Политики и права могут дать точный и ясный ответ. В России не-

Обходимо проводить правовое воспитание во всех слоях общества,

Просвещать власть предержащих, воспитывать у них знание основ-

Ных положений гражданского права и уважения к нему. Много-

Сторонняя образованность и непоколебимая преданность своему

Долгу придавали личности Кавелина особое обаяние и способст-

Вовали его влиянию не только на просвещение, но и на личность

Его слушателей. На его бюсте работы М.Антокольского написа-

но: ≪Учителю Права и Правды≫, и это, по отзывам, и является

Полным выражением сущности личности Кавелина.

Основной темой его научных исследований была проблема

Нравственности в разных ее аспектах. В концепции Кавелина за-

Рождаются контуры отечественной психологии личности, так как

в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея само-

Ценности личности, ее свободы и независимости от давления обще-

ства. В своей работе ≪Задачи этики≫ (1887) он доказывал, что нрав-

ственная личность представляет собой ≪живой двигатель≫ индиви-

Дуальной и общественной жизни людей. Он также считал, что нрав-

Ственная личность имеет объективные моральные основы, которые

Руководят ее деятельностью. Поэтому важнейшими чертами фило-

Софии, психологии, правоведения и других наук являются, с его

Точки зрения, антропологизм и этическая направленность.

Большое внимание уделял Кавелин и проблеме развития искус-

Ства, рассматривая ее в призме этической проблематики. В разра-

Ботке этого вопроса он не только угадал отношение современного

Ему общества к искусству, но и предвосхитил дальнейшее его раз-

Витие.

Он считал, что искусство субъективно и поэтому ценность его

Не в копировании действительности, не в передаче знаний, но в

Воздействии на эмоциональную сферу людей. Поэтому оно не мо-

Жет и не должно быть морализаторским, воспроизводить сентен-

Ции, которые человек может получить в процессе обучения и воспи-

Тания. Роль искусства в том, подчеркивал Кавелин, что оно может

Сформировать определенное отношение к этим нравственным нор-

Мам. Позднее именно о такой роли искусства писали Г. Шпет и

Его сотрудники, изучая эстетические переживания.

Не отрицая в принципе тезис о полезности искусства, доминиро-

Вавший в тот период, Кавелин говорил о необходимости хорошей

Формы, мастерства, т. е. пропагандировал те идеи, которые стали

Основными к концу XIX в. Эти же мысли о важности формы для

Художественного произведения высказывал и другой известный

Ученый того времени - Потебня, хотя, в отличие от Кавелина, он под-

Черкивал рациональный, а не эмоциональный характер искусства.

Большое внимание он уделял исследованию культуры, как ее

Этическим аспектам, так и изучению ее национальных особенно-

Стей. В молодости он работал в Русском географическом обществе,

Участвовал в организованной известным публицистом Н. И. Надеж-

Диным программе этнопсихологического и этнокультурного иссле-

Дования губерний России. С тех пор этнопсихологическая пробле-

Матика присутствовала во многих работах Кавелина.

Касаясь современной жизни, он переносился в историю евро-

Пейских народов, искал в ней объяснение различий существующих

Порядков в европейских государствах и особенно большое внима-

Ние уделял анализу уклада русской жизни. Он был в первых рядах

Тех ученых, которые говорили о необходимости осознания нашей

ментальное™и о том, что реформы должны ее учитывать, сообра-

Зуясь с психическими качествами русского народа.

В своей работе ≪Очерк юридического быта Древней России≫

(1847) он намечал план этнографических и этнопсихологических

Исследований, доказывал, что развитие сознания, в частности пра-

Вового сознания человека, зависит прежде всего от особенностей

Среды, исторических и социальных условий жизни. Этнографиче-

Ские исследования привели его к мысли о том, что изучение на-

Родного творчества может стать методом изучения национальной

Психологии, так же как анализ продуктов индивидуального твор-

Чества - индивидуальной психики. Таким образом, он пришел к

Выводу о возможности объективного опосредованного исследо-

Вания психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем

Мире следы, представляющие собой значки и символы - продукты

культуры. В работе ≪Мысли и заметки по русской истории≫ (1866)

Наши рекомендации