Политики и права могут дать точный и ясный ответ. В России не-
Обходимо проводить правовое воспитание во всех слоях общества,
Просвещать власть предержащих, воспитывать у них знание основ-
Ных положений гражданского права и уважения к нему. Много-
Сторонняя образованность и непоколебимая преданность своему
Долгу придавали личности Кавелина особое обаяние и способст-
Вовали его влиянию не только на просвещение, но и на личность
Его слушателей. На его бюсте работы М.Антокольского написа-
но: ≪Учителю Права и Правды≫, и это, по отзывам, и является
Полным выражением сущности личности Кавелина.
Основной темой его научных исследований была проблема
Нравственности в разных ее аспектах. В концепции Кавелина за-
Рождаются контуры отечественной психологии личности, так как
в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея само-
Ценности личности, ее свободы и независимости от давления обще-
ства. В своей работе ≪Задачи этики≫ (1887) он доказывал, что нрав-
ственная личность представляет собой ≪живой двигатель≫ индиви-
Дуальной и общественной жизни людей. Он также считал, что нрав-
Ственная личность имеет объективные моральные основы, которые
Руководят ее деятельностью. Поэтому важнейшими чертами фило-
Софии, психологии, правоведения и других наук являются, с его
Точки зрения, антропологизм и этическая направленность.
Большое внимание уделял Кавелин и проблеме развития искус-
Ства, рассматривая ее в призме этической проблематики. В разра-
Ботке этого вопроса он не только угадал отношение современного
Ему общества к искусству, но и предвосхитил дальнейшее его раз-
Витие.
Он считал, что искусство субъективно и поэтому ценность его
Не в копировании действительности, не в передаче знаний, но в
Воздействии на эмоциональную сферу людей. Поэтому оно не мо-
Жет и не должно быть морализаторским, воспроизводить сентен-
Ции, которые человек может получить в процессе обучения и воспи-
Тания. Роль искусства в том, подчеркивал Кавелин, что оно может
Сформировать определенное отношение к этим нравственным нор-
Мам. Позднее именно о такой роли искусства писали Г. Шпет и
Его сотрудники, изучая эстетические переживания.
Не отрицая в принципе тезис о полезности искусства, доминиро-
Вавший в тот период, Кавелин говорил о необходимости хорошей
Формы, мастерства, т. е. пропагандировал те идеи, которые стали
Основными к концу XIX в. Эти же мысли о важности формы для
Художественного произведения высказывал и другой известный
Ученый того времени - Потебня, хотя, в отличие от Кавелина, он под-
Черкивал рациональный, а не эмоциональный характер искусства.
Большое внимание он уделял исследованию культуры, как ее
Этическим аспектам, так и изучению ее национальных особенно-
Стей. В молодости он работал в Русском географическом обществе,
Участвовал в организованной известным публицистом Н. И. Надеж-
Диным программе этнопсихологического и этнокультурного иссле-
Дования губерний России. С тех пор этнопсихологическая пробле-
Матика присутствовала во многих работах Кавелина.
Касаясь современной жизни, он переносился в историю евро-
Пейских народов, искал в ней объяснение различий существующих
Порядков в европейских государствах и особенно большое внима-
Ние уделял анализу уклада русской жизни. Он был в первых рядах
Тех ученых, которые говорили о необходимости осознания нашей
ментальное™и о том, что реформы должны ее учитывать, сообра-
Зуясь с психическими качествами русского народа.
В своей работе ≪Очерк юридического быта Древней России≫
(1847) он намечал план этнографических и этнопсихологических
Исследований, доказывал, что развитие сознания, в частности пра-
Вового сознания человека, зависит прежде всего от особенностей
Среды, исторических и социальных условий жизни. Этнографиче-
Ские исследования привели его к мысли о том, что изучение на-
Родного творчества может стать методом изучения национальной
Психологии, так же как анализ продуктов индивидуального твор-
Чества - индивидуальной психики. Таким образом, он пришел к
Выводу о возможности объективного опосредованного исследо-
Вания психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем
Мире следы, представляющие собой значки и символы - продукты
культуры. В работе ≪Мысли и заметки по русской истории≫ (1866)