Как только речь заходит о практике, так как Сеченов не отрицал

Сознательности человеческих поступков, присутствия в них совес-

Ти и разума и, следовательно, ответственности человека за свое

Поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о

Несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если

Человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто

Не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,

Воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические

Обоснования для оправдания своего поведения. Таким образом, он

По-своему развивал идею Эпикура о том, что человек не нуждается

Для поддержания своей нравственности в каком-то дополнительном

Источнике, кроме своего разума и своей совести, и воспитанный

Определенным образом человек не может жить приятно, не живя

Разумно и нравственно. Сеченов подчеркивал, что его учение не

Отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и

Интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той сре-

Ды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботить-

Ся о просвещении своих сограждан и правильном воспитании де-

тей. Развивая и обосновывая свою ≪теорию несвободы воли≫, Сече-

Нов доказывал и возможность построения на ее основе методов

Воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей

Является объяснить поступки человека с сильной волей, действую-

Щего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет

В каждом своем поступке.

Сеченов существенно преобразовал представления о функциях

Органов чувств и мышечной системы, выдвинув в своей работе

≪Элементы мысли≫ (1878, 1903) принцип ≪согласования движения

с чувствованием≫. Он признал за чувствованием функцию сигнала,

Позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем

Самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощуще-

Ние, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих

Информацию о внешней реальности, ее пространственно-времен-

Ных параметрах. С этих позиций Сеченов подверг критике учение

Канта об априорности восприятия пространства и времени. Глав-

Ной же идеей Сеченова было предположение (подтвердившееся

Более поздними работами других ученых) о том, что мышечная си-

Стема является и органом познания. Она производит операции ана-

Лиза и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умст-

Венной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая

Математическое и философское мышление. На основании этих по-

Ложений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это фи-

зиолого-психологическими данными (≪Впечатления и действитель-

ность≫, 1890; ≪Предметная мысль и действительность≫, 1892).

Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток

Ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в

Русле гуманитарных наук, прежде всего философии. Наиболее зна-

Чительный вклад в развитие такой психологии сделал в то время

К. Д.Кавелин (1818-1885).

Окончив в 1839 г. юридический факультет Московского универ-

ситета, он в 1844 г. защитил магистерскую диссертацию ≪Основные

Начала русского судоустройства и гражданского судопроизводст-

ва≫, став профессором Московского, а затем Петербургского уни-

Верситета. В силу своего характера Кавелин не мог не принимать

Участия в общественной жизни, при этом его живой ум и эрудиция

Позволяли ему по-новому, творчески подойти к поставленной

Проблеме и дать на нее интересный ответ, найти в ней новый аспект

Или новую возможность использования. До конца жизни он сохра-

Нял этот интерес, принимал в качестве публициста участие в работе

журнала ≪Вестник Европы≫, имел много учеников и последова-

Телей.

При всей своей мягкости и доброте он был нетерпим в принци-

Пиальных вопросах. Так, он дважды подавал в отставку в знак про-

теста, ушел из Московского и Петербургского университетов, хотя

И считал преподавательскую деятельность делом своей жизни. От-

Стаивание своих взглядов на проведение крестьянской реформы

Стоило ему места наставника при наследнике престола, которым он

Дорожил. Но ни в одном из этих случаев он не раскаивался и не

Раздумывал о том, как ему надлежит поступать.

С его точки зрения, право должно было стать одной из основ-

Ных наук для России, аналогично тому, как в европейских госу-

Дарствах есть много юристов, которые на всякий вопрос из области

Наши рекомендации