Как только речь заходит о практике, так как Сеченов не отрицал
Сознательности человеческих поступков, присутствия в них совес-
Ти и разума и, следовательно, ответственности человека за свое
Поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о
Несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если
Человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто
Не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,
Воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические
Обоснования для оправдания своего поведения. Таким образом, он
По-своему развивал идею Эпикура о том, что человек не нуждается
Для поддержания своей нравственности в каком-то дополнительном
Источнике, кроме своего разума и своей совести, и воспитанный
Определенным образом человек не может жить приятно, не живя
Разумно и нравственно. Сеченов подчеркивал, что его учение не
Отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и
Интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той сре-
Ды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботить-
Ся о просвещении своих сограждан и правильном воспитании де-
тей. Развивая и обосновывая свою ≪теорию несвободы воли≫, Сече-
Нов доказывал и возможность построения на ее основе методов
Воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей
Является объяснить поступки человека с сильной волей, действую-
Щего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет
В каждом своем поступке.
Сеченов существенно преобразовал представления о функциях
Органов чувств и мышечной системы, выдвинув в своей работе
≪Элементы мысли≫ (1878, 1903) принцип ≪согласования движения
с чувствованием≫. Он признал за чувствованием функцию сигнала,
Позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем
Самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощуще-
Ние, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих
Информацию о внешней реальности, ее пространственно-времен-
Ных параметрах. С этих позиций Сеченов подверг критике учение
Канта об априорности восприятия пространства и времени. Глав-
Ной же идеей Сеченова было предположение (подтвердившееся
Более поздними работами других ученых) о том, что мышечная си-
Стема является и органом познания. Она производит операции ана-
Лиза и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умст-
Венной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая
Математическое и философское мышление. На основании этих по-
Ложений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это фи-
зиолого-психологическими данными (≪Впечатления и действитель-
ность≫, 1890; ≪Предметная мысль и действительность≫, 1892).
Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток
Ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в
Русле гуманитарных наук, прежде всего философии. Наиболее зна-
Чительный вклад в развитие такой психологии сделал в то время
К. Д.Кавелин (1818-1885).
Окончив в 1839 г. юридический факультет Московского универ-
ситета, он в 1844 г. защитил магистерскую диссертацию ≪Основные
Начала русского судоустройства и гражданского судопроизводст-
ва≫, став профессором Московского, а затем Петербургского уни-
Верситета. В силу своего характера Кавелин не мог не принимать
Участия в общественной жизни, при этом его живой ум и эрудиция
Позволяли ему по-новому, творчески подойти к поставленной
Проблеме и дать на нее интересный ответ, найти в ней новый аспект
Или новую возможность использования. До конца жизни он сохра-
Нял этот интерес, принимал в качестве публициста участие в работе
журнала ≪Вестник Европы≫, имел много учеников и последова-
Телей.
При всей своей мягкости и доброте он был нетерпим в принци-
Пиальных вопросах. Так, он дважды подавал в отставку в знак про-
теста, ушел из Московского и Петербургского университетов, хотя
И считал преподавательскую деятельность делом своей жизни. От-
Стаивание своих взглядов на проведение крестьянской реформы
Стоило ему места наставника при наследнике престола, которым он
Дорожил. Но ни в одном из этих случаев он не раскаивался и не
Раздумывал о том, как ему надлежит поступать.
С его точки зрения, право должно было стать одной из основ-
Ных наук для России, аналогично тому, как в европейских госу-
Дарствах есть много юристов, которые на всякий вопрос из области