Сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных кон-

структов. Говоря о том, что ≪А - это то, что человек объясняет

как А≫, он утверждал, что не существует такой вещи, относитель-

Но которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнени-

Ях объясняется разными схемами (конструктами), которыми опе-

Рирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности лично-

Сти являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли, конеч-

Но, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями

Ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ

Реальности при помощи индивидуальной системы категориальных

Шкал - личностных конструктов. На основании этого образа стро-

Ятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не

Подтверждается, человек в большей или меньшей степени пере-

Страивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адек-

Ватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от пси-

Хоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прош-

Лое, или от Рождерса, говорившего о настоящем, Келли подчерки-

Вал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным кон-

Структам, которые использует данный человек, Келли полагал, что

Таким образом устраняется необходимость в дополнительном объ-

Яснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является

Именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая дея-

Тельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструи-

Рует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на

Прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим

Целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или

Переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов,

Которые объясняют, каким образом функционирует система кон-

Структов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию

Вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархи-

Ческую систему, которая не является жесткой, так как изменяются

Не только отношения доминирования-подчинения, но и сами кон-

Структы. На основании этих положений Келли разработал мето-

Дический принцип репертуарных решеток. Им и его последовате-

Лями было создано большое число методик диагностики особен-

Ностей индивидуального конструирования субъектом реальности,

А также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

* * *

В последнее время когнитивная психология, как и другие шко-

Лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле-

Ний. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной

Психологии распространенными стали символический и коннекцио-

Нальный подходы. Символический подход рассматривает преиму-

Щественно способы оперирования символами как единицами ин-

формации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды

Взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в

Работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности

(особенно труды Келли). В социальной психологии все большее

Распространение получает изучение социальных когниций и их роли

В межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы

Найссера и других ученых способствовали появлению большого

Числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать,

Что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому,

Что экологический подход является в настоящее время одним из

Наиболее распространенных направлений в современной психоло-

Гии, реальной альтернативой информационному подходу во мно-

Гих сферах когнитивной психологии.

Контрольные вопросы

1. Почему гуманистическая психология получила название ≪третьего пути≫?

В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

Какие методы исследования личности были разработаны Олпортом?

Какие потребности в структуре личности были описаны Маслоу?

Какова роль самоактуализации в развитии личности?

В чем разница между бытийными и дефициентными потребностями?

В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению Род-

Жерса?

8. Каким образом формируется содержание бессознательного в концепци-

Наши рекомендации