Дование развития мышления привело Брунера к созданию теории
Перцептивных гипотез. С его точки зрения, все познавательные
Процессы представляют собой процессы категоризации, т. е. пред-
Меты окружающего мира объединяются друг с другом на основе
Усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе
Объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие
Качества являются основой для объединения данных предметов и
Все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение
Понятийным мышление происходит как обучение тому, какие свой-
Ства среды наиболее значимы для группировки объектов в опреде-
Ленные классы.
На основе проведенных кросскультурных исследований Брунер
Дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком вы-
работанных в данной культуре ≪усилителей≫, т. е. способов, знаков,
Операций, помогающих ребенку справиться с решением возникаю-
Щих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусствен-
Ного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возмож-
ностей человека. Эти ≪усилители≫ могут быть как реальными, тех-
Ническими, так и символическими, причем разные культуры выра-
батывают разные ≪усилители≫.
Проведенное Брунером кросскультурное исследование фено-
Менов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных
Культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и
Переход от конкретных операций к формальным как процесс усвое-
ния ребенком тех требований, которые предъявляются ему общест-
Вом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.
Брунер также разработал методику формирования искусственных
Понятий, которая была опробована на разных детях. На основании
Этих данных Брунер доказывал, что каждый ребенок при адекват-
Ном подходе к его обучению может овладеть любым предметом,
Так как всем детям присущи любопытство и желание научиться ре-
Шать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей
Происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами,
В результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и
Появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали суще-
ственное влияние на систему американского образования.
Когнитивная психология
Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению
Нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когни-
Тивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному харак-
Теру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение
Во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые
Идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некото-
Рых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими
К новому направлению.
В когнитивной психологии психика рассматривается как сис-
Тема когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не
Только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными,
например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек-
Тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании
Которого рассматривается когнитивная система человека, являет-
Ся аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система,
Предназначенная для переработки информации.
Методом анализа функционирования этой системы стал мик-
Роструктурный анализ психических процессов. Серьезное досто-
Инство когнитивной психологии - точность и конкретность полу-
Ченных данных, что частично приближает психологию к тому не-
Досягаемому идеалу объективной науки, к которому она стреми-
Лась много веков. Однако в данном случае, как и в других анало-
Гичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования
Неоднозначности человеческой психики.
Это направление появилось в американской науке в 60-х годах
Как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций,
Отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основ-
Ном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт,
Что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных
Процессов Толменом не нашли отклика в 40-50-е годы, доказывает,
Что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала,
А сама эта школа еще плодотворно развивалась (достаточно вспом-
Нить теории Скиннера, Бандуры, Долларда, о которых говорилось
Выше). Но к 60-м годам ситуация изменилась, стало ясно (особенно
Для психологии США), что невозможно и непродуктивно игнори-