Ется от мышления взрослого человека. Разработанные им методы
Исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько
Экспериментальными, сколько диагностическими и играют боль-
Шую роль в современной практической психологии. Те закономер-
Ности процесса мыслительной деятельности, которые открыл Пиа-
Же, никто не оспорил, несмотря на множество новых данных о
Детском мышлении, полученных за последние десятилетия. Воз-
Можность понимать и формировать детское мышление также явля-
Ется одной из заслуг Пиаже.
Идеи Пиаже об этапах психического развития детей стали от-
Правной точкой для исследований Л.Кольберга (1927-1987), одним
Из основных открытий которого стала теория развития нравствен-
Ности у детей.
Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не
Только формирование знаний об окружающем мире, о нравствен-
Ных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой
Идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за
Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, рас-
Ширив и углубив его идеи. В своих экспериментах он ставил перед
Детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора
(причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систе-
Му их рассуждений. Это позволило ему выделить три уровня разви-
Тия нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух
стадий:
Доусловный уровень, при котором дети оценивают действие
исходя из его последствий;
Уровень традиционной нравственности, на котором общест-
Венно признанные ценности превалируют над личными интересами
ребенка;
Посттрадиционный уровень; на нем люди обосновывают
Нравственные суждения принципами, которые сами создали и при-
Няли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное
Мышление, последний уровень характеризуется большим сдвигом
К абстрактным нравственным принципам.
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравст-
Венного развития связана с общими когнитивными возрастными
Изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логи-
Ческих операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нрав-
ственное развитие влияет как уровень образования, так и общение
Ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду
За хорошее поведение. Именно последний фактор вызывает наи-
Большее количество критических замечаний, хотя большинство
Исследователей в целом принимают последовательность этапов
Формирования нравственности, разработанную ученым.
Влияние уровня сформированности познавательных процессов
На тенденции становления психики детей проявляется, по мнению
Кольберга, и в том, что дети в русле общей тенденции формиро-
Вания категорий достаточно рано и почти независимо от семейного
Окружения узнают о половых стереотипах. Это заставляет их ис-
Кать дополнительную информацию о том, чем различаются пове-
Дение и ценности мальчиков и девочек. Получив понятия о мужест-
Венности и женственности, дети в силу их категоричности форми-
Руют негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти
Стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего
Мира, в том числе при развитии нравственности.
Открытие новых закономерностей познавательного развития
Детей связано с именем известного американского психолога
Д. С.Брунера (р. 1915). В своих исследованиях Брунер впервые
Начал изучение того, каким образом потребности и ценностные
Ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материа-
Лы привели его к выводу, что восприятие селективно и может ис-
Кажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или
Защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают
Дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры.
Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтраль-
Ные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угро-
Жающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подоб-
Ных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин
≪социальное восприятие≫, подчеркивая зависимость восприятия от
Социального опыта детей.
Анализируя структуру восприятия, Брунер выделил в нем три
Компонента: представления об окружающем мире в форме дейст-
вий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Иссле-