Ется от мышления взрослого человека. Разработанные им методы

Исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько

Экспериментальными, сколько диагностическими и играют боль-

Шую роль в современной практической психологии. Те закономер-

Ности процесса мыслительной деятельности, которые открыл Пиа-

Же, никто не оспорил, несмотря на множество новых данных о

Детском мышлении, полученных за последние десятилетия. Воз-

Можность понимать и формировать детское мышление также явля-

Ется одной из заслуг Пиаже.

Идеи Пиаже об этапах психического развития детей стали от-

Правной точкой для исследований Л.Кольберга (1927-1987), одним

Из основных открытий которого стала теория развития нравствен-

Ности у детей.

Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не

Только формирование знаний об окружающем мире, о нравствен-

Ных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой

Идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за

Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, рас-

Ширив и углубив его идеи. В своих экспериментах он ставил перед

Детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора

(причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систе-

Му их рассуждений. Это позволило ему выделить три уровня разви-

Тия нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух

стадий:

Доусловный уровень, при котором дети оценивают действие

исходя из его последствий;

Уровень традиционной нравственности, на котором общест-

Венно признанные ценности превалируют над личными интересами

ребенка;

Посттрадиционный уровень; на нем люди обосновывают

Нравственные суждения принципами, которые сами создали и при-

Няли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное

Мышление, последний уровень характеризуется большим сдвигом

К абстрактным нравственным принципам.

Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравст-

Венного развития связана с общими когнитивными возрастными

Изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логи-

Ческих операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нрав-

ственное развитие влияет как уровень образования, так и общение

Ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду

За хорошее поведение. Именно последний фактор вызывает наи-

Большее количество критических замечаний, хотя большинство

Исследователей в целом принимают последовательность этапов

Формирования нравственности, разработанную ученым.

Влияние уровня сформированности познавательных процессов

На тенденции становления психики детей проявляется, по мнению

Кольберга, и в том, что дети в русле общей тенденции формиро-

Вания категорий достаточно рано и почти независимо от семейного

Окружения узнают о половых стереотипах. Это заставляет их ис-

Кать дополнительную информацию о том, чем различаются пове-

Дение и ценности мальчиков и девочек. Получив понятия о мужест-

Венности и женственности, дети в силу их категоричности форми-

Руют негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти

Стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего

Мира, в том числе при развитии нравственности.

Открытие новых закономерностей познавательного развития

Детей связано с именем известного американского психолога

Д. С.Брунера (р. 1915). В своих исследованиях Брунер впервые

Начал изучение того, каким образом потребности и ценностные

Ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материа-

Лы привели его к выводу, что восприятие селективно и может ис-

Кажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или

Защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают

Дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры.

Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтраль-

Ные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угро-

Жающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подоб-

Ных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин

≪социальное восприятие≫, подчеркивая зависимость восприятия от

Социального опыта детей.

Анализируя структуру восприятия, Брунер выделил в нем три

Компонента: представления об окружающем мире в форме дейст-

вий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Иссле-

Наши рекомендации