Было одно и то же, то эти два ряда были одной длины. У детей
Спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и
Дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый
Сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими
Вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда
Уменьшалась. После этого он задавал ребенку вопрос о том, изме-
Нилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как пра-
Вило, отвечали, что число изменилось и в коротком ряду кубиков
Стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были
Проделаны с исследованием сохранения массы (в круглом и сплю-
щенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась
В сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в
Одном сосуде был намного выше, чем в другом. При этом даже
Многие 6-летние дети считали, что объем воды в сосудах изменился.
Таким же образом Пиаже доказывал, что не только обрати-
мость, но и логические операции, например общие понятия, до-
Ступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал
Детям картинки, на которых были изображены две лошадки и че-
Тыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети пра-
Вильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос
О том, кого больше - животных или коров. И дети снова говорили,
что коров больше, не понимая, что понятие ≪животные≫ шире и
Включает в себя и лошадей и коров.
Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых до-
Казывалась разница между образным и логическим мышлением.
Так, он давал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти
До стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а
Затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три бе-
Лых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше - белых
Или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. То-
Гда их спрашивали, чего больше - кружков или красных кружков,
И они, так же как в опыте с животными, отвечали, что красных
Кружков больше. На вопрос экспериментатора, куда мишке дальше
Идти - до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до
Стола путь длиннее, показывая это расстояние на рисунке. Однако
На повторный вопрос о том, каких же кружков больше, дети снова
Повторяли, что красных.
Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети
Находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают фор-
Мироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не-
Совершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно
Решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано
Только с конкретными проблемами, и формальная логика у них
Только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту
Формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.
Таким образом, периодизация интеллекта, разработанная Пиа-
Же, приобрела законченную и широко известную в настоящее время
Форму - стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных
Операций и стадия формальных операций. При этом в каждой ста-
Дии Пиаже выделял два этапа - появление необратимой операции
Данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периоди-
Зация отражает процесс сложного становления адекватной интел-
Лектуальной схемы, который заключается в переходе операций во
внутренний план и приобретении ими обратимого характера.
Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наиболь-
Шей критике как при его жизни, так и в настоящее время подвер-
Гается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание
Обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое
Развитие детей. Современные исследования показали, что именно
В этом вопросе позиция Пиаже может быть оспорена. Исследования
П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Брунера, М.Дональдсон сви-
Детельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правиль-
Ном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия,
Представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен
Эгоцентризм.
В то же время Пиаже является одним из самых почитаемых и
Цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем
Мире; число его последователей не уменьшается и после его смерти.
Главное, конечно, в том, что он первый понял, исследовал и выра-
Зил специфику, качественное своеобразие детского мышления, по-
Казал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отлича-