Было одно и то же, то эти два ряда были одной длины. У детей

Спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и

Дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый

Сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими

Вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда

Уменьшалась. После этого он задавал ребенку вопрос о том, изме-

Нилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как пра-

Вило, отвечали, что число изменилось и в коротком ряду кубиков

Стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были

Проделаны с исследованием сохранения массы (в круглом и сплю-

щенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась

В сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в

Одном сосуде был намного выше, чем в другом. При этом даже

Многие 6-летние дети считали, что объем воды в сосудах изменился.

Таким же образом Пиаже доказывал, что не только обрати-

мость, но и логические операции, например общие понятия, до-

Ступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал

Детям картинки, на которых были изображены две лошадки и че-

Тыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети пра-

Вильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос

О том, кого больше - животных или коров. И дети снова говорили,

что коров больше, не понимая, что понятие ≪животные≫ шире и

Включает в себя и лошадей и коров.

Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых до-

Казывалась разница между образным и логическим мышлением.

Так, он давал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти

До стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а

Затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три бе-

Лых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше - белых

Или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. То-

Гда их спрашивали, чего больше - кружков или красных кружков,

И они, так же как в опыте с животными, отвечали, что красных

Кружков больше. На вопрос экспериментатора, куда мишке дальше

Идти - до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до

Стола путь длиннее, показывая это расстояние на рисунке. Однако

На повторный вопрос о том, каких же кружков больше, дети снова

Повторяли, что красных.

Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети

Находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают фор-

Мироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не-

Совершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно

Решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано

Только с конкретными проблемами, и формальная логика у них

Только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту

Формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.

Таким образом, периодизация интеллекта, разработанная Пиа-

Же, приобрела законченную и широко известную в настоящее время

Форму - стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных

Операций и стадия формальных операций. При этом в каждой ста-

Дии Пиаже выделял два этапа - появление необратимой операции

Данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периоди-

Зация отражает процесс сложного становления адекватной интел-

Лектуальной схемы, который заключается в переходе операций во

внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наиболь-

Шей критике как при его жизни, так и в настоящее время подвер-

Гается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание

Обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое

Развитие детей. Современные исследования показали, что именно

В этом вопросе позиция Пиаже может быть оспорена. Исследования

П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Брунера, М.Дональдсон сви-

Детельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правиль-

Ном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия,

Представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен

Эгоцентризм.

В то же время Пиаже является одним из самых почитаемых и

Цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем

Мире; число его последователей не уменьшается и после его смерти.

Главное, конечно, в том, что он первый понял, исследовал и выра-

Зил специфику, качественное своеобразие детского мышления, по-

Казал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отлича-

Наши рекомендации