Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны

Других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые

Доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может

Предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцен-

Трическая речь является промежуточной между внешней и внут-

Ренней, а не наоборот (Выготский). Однако и в этот период Пиаже

Сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания пси-

Хического развития детей, формирования их интеллекта. Это преж-

де всего открытие таких особенностей детского мышления, как

Эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм

(нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от

Частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусствен-

ность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувстви-

Тельность к противоречиям.

Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию

эгоцентризма. Так, Пиаже задавал детям простые вопросы, в кото-

Рых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого

человека. Например, он спрашивал ребенка, сколько у него брать-

ев, и, услышав ответ: ≪У меня два брата≫ - задавал ребенку сле-

дующий вопрос: ≪А сколько братьев у твоего старшего брата?≫

Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить на этот

Вопрос, отвечая, что у брата только один брат, и забывая при этом

Себя. Более сложным был проведенный им эксперимент с тремя

Горами, в котором детям предлагался макет с тремя горами разной

Высоты, на вершинах которых были расположены разные предме-

Ты - мельница, дом, дерево и т. п. Детям предъявлялись фотогра-

Фии, и их просили выбрать ту из них, на которой все три горы

Видны в таком положении, в каком их видит ребенок в данную

минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие, 3-4-летние

Дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу, и экс-

Периментатор просил ребенка выбрать теперь ту фотографию,

которая соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети

Уже не могли справиться, причем, как правило, даже 6-7-летние

Снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию

Перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и

Позволило Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на

Чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.

Уже этих открытий было бы достаточно, однако Пиаже, при-

Знавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою

Позицию.

Второй этап исследований, начавшийся в 30-х годах, был свя-

Зан с его изучением операциональной стороны мышления. Он

Пришел к совершенно справедливому выводу о том, что развитие

Мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных

Операций, и разработал эксперименты для их изучения. Необхо-

Димо отметить, что фактически Пиаже был единственным иссле-

Дователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как

Большинство ученых, в том числе таких известных, как Выгот-

Ский, Штерн, Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс

Мышления, а продукты мыслительной деятельности. Эта разница

Позиций видна даже в названиях тех этапов, которые описывают-

Ся учеными, - понятий, или комплексов, у Выготского и сенсомо-

Торных, или конкретных, операций у Пиаже.

В этот период он также пришел к выводу, что психическое раз-

Витие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные

Операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во

внутренний план, превращаясь в логические, собственно мысли-

Тельные операции. Пиаже также открыл главное свойство этих

Операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости,

Пиаже привел в качестве примера арифметические действия -

Сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть

Прочитаны как слева направо, так и справа налево.

Например:

5 + 3 = 8, 14:2 = 7,

8-3 = 5, 7-2= 14,

Т. е. эти операции обратимы.

Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внеш-

Них операций к внутренним, логическим, так и формирование об-

Ратимости на каждом из этапов.

В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их

Способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые

пропали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых

Исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и

Объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, рас-

Положенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поскольку

Число кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними,

Наши рекомендации