Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны
Других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые
Доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может
Предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцен-
Трическая речь является промежуточной между внешней и внут-
Ренней, а не наоборот (Выготский). Однако и в этот период Пиаже
Сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания пси-
Хического развития детей, формирования их интеллекта. Это преж-
де всего открытие таких особенностей детского мышления, как
Эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм
(нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от
Частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусствен-
ность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувстви-
Тельность к противоречиям.
Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию
эгоцентризма. Так, Пиаже задавал детям простые вопросы, в кото-
Рых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого
человека. Например, он спрашивал ребенка, сколько у него брать-
ев, и, услышав ответ: ≪У меня два брата≫ - задавал ребенку сле-
дующий вопрос: ≪А сколько братьев у твоего старшего брата?≫
Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить на этот
Вопрос, отвечая, что у брата только один брат, и забывая при этом
Себя. Более сложным был проведенный им эксперимент с тремя
Горами, в котором детям предлагался макет с тремя горами разной
Высоты, на вершинах которых были расположены разные предме-
Ты - мельница, дом, дерево и т. п. Детям предъявлялись фотогра-
Фии, и их просили выбрать ту из них, на которой все три горы
Видны в таком положении, в каком их видит ребенок в данную
минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие, 3-4-летние
Дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу, и экс-
Периментатор просил ребенка выбрать теперь ту фотографию,
которая соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети
Уже не могли справиться, причем, как правило, даже 6-7-летние
Снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию
Перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и
Позволило Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на
Чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.
Уже этих открытий было бы достаточно, однако Пиаже, при-
Знавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою
Позицию.
Второй этап исследований, начавшийся в 30-х годах, был свя-
Зан с его изучением операциональной стороны мышления. Он
Пришел к совершенно справедливому выводу о том, что развитие
Мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных
Операций, и разработал эксперименты для их изучения. Необхо-
Димо отметить, что фактически Пиаже был единственным иссле-
Дователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как
Большинство ученых, в том числе таких известных, как Выгот-
Ский, Штерн, Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс
Мышления, а продукты мыслительной деятельности. Эта разница
Позиций видна даже в названиях тех этапов, которые описывают-
Ся учеными, - понятий, или комплексов, у Выготского и сенсомо-
Торных, или конкретных, операций у Пиаже.
В этот период он также пришел к выводу, что психическое раз-
Витие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные
Операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во
внутренний план, превращаясь в логические, собственно мысли-
Тельные операции. Пиаже также открыл главное свойство этих
Операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости,
Пиаже привел в качестве примера арифметические действия -
Сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть
Прочитаны как слева направо, так и справа налево.
Например:
5 + 3 = 8, 14:2 = 7,
8-3 = 5, 7-2= 14,
Т. е. эти операции обратимы.
Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внеш-
Них операций к внутренним, логическим, так и формирование об-
Ратимости на каждом из этапов.
В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их
Способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые
пропали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых
Исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и
Объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, рас-
Положенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поскольку
Число кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними,