Витием собственных детей, дали ему дополнительный материал для
Этой концепции.
В последующие годы Пиаже сочетал преподавательскую работу
(профессором Невшательского и Женевского университетов) с раз-
Личными административными должностями, публиковал книги, в
Которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения
На природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже
создал свой основной труд ≪Введение в генетическую эпистемоло-
гию≫ (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе
Международный центр по генетической эпистемологии в составе
Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до
Конца жизни.
Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на
Основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой
Психического развития является развитие интеллекта. В серии
Экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как
Уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их воспри-
Ятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на
Каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о
Связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из
Двух сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сооб-
Щающихся сосудов, характер их рисунков изменялся и они начина-
Ли тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или раз-
Ный), а также пробку, которой был закрыт один из сосудов.
Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психиче-
Ского развития - это этапы развития интеллекта, через которые
Постепенно проходит ребенок в формировании все более адекват-
Ной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логиче-
Ское мышление.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит
Адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и
Является стержнем развития психики, что именно понимание, соз-
Дание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к
Этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный про-
Цесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность
Есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже,
Не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окру-
Жающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активно-
Го взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже,
≪схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом
активного взаимодействия субъекта с объектом≫. Одним из люби-
мых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего поняти-
Ем числа, который осознает его значение, перебирая камушки, иг-
Рая с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает поня-
Тия один, два, много.
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации
Происходит постепенно, при этом ребенок использует два механиз-
Ма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиля-
Ции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении
Ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения
Втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером
Ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок позна-
Ет окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой
Схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действитель-
Но является адекватной, полностью отражает все нюансы данной
Ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой
Чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до
Определенного предела ребенок старается пользоваться старой схе-
Мой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже
Происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи меж-
Ду мышлением и речью, строил исследование развития мышления
Через изучение развития речи детей, повторяя ошибку В.Штерна.
Собирая типичные вопросы детей, например: ≪Почему дует ветер,
ходит ли солнышко в гости к луне, откуда берется дождь?≫ и т. п.,
Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям и анализировать
их ответы. Он пришел к выводу, что развитие мышления - это
Процесс экстериоризации, т. е. мышление появляется как аутисти-
Ческое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, стано-
Вится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи,
Которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью
Социальной, речью для других.