Витием собственных детей, дали ему дополнительный материал для

Этой концепции.

В последующие годы Пиаже сочетал преподавательскую работу

(профессором Невшательского и Женевского университетов) с раз-

Личными административными должностями, публиковал книги, в

Которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения

На природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже

создал свой основной труд ≪Введение в генетическую эпистемоло-

гию≫ (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе

Международный центр по генетической эпистемологии в составе

Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до

Конца жизни.

Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на

Основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой

Психического развития является развитие интеллекта. В серии

Экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как

Уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их воспри-

Ятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на

Каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о

Связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из

Двух сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сооб-

Щающихся сосудов, характер их рисунков изменялся и они начина-

Ли тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или раз-

Ный), а также пробку, которой был закрыт один из сосудов.

Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психиче-

Ского развития - это этапы развития интеллекта, через которые

Постепенно проходит ребенок в формировании все более адекват-

Ной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логиче-

Ское мышление.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит

Адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и

Является стержнем развития психики, что именно понимание, соз-

Дание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к

Этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный про-

Цесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность

Есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже,

Не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окру-

Жающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активно-

Го взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже,

≪схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом

активного взаимодействия субъекта с объектом≫. Одним из люби-

мых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего поняти-

Ем числа, который осознает его значение, перебирая камушки, иг-

Рая с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает поня-

Тия один, два, много.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации

Происходит постепенно, при этом ребенок использует два механиз-

Ма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиля-

Ции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении

Ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения

Втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером

Ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок позна-

Ет окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой

Схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действитель-

Но является адекватной, полностью отражает все нюансы данной

Ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой

Чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до

Определенного предела ребенок старается пользоваться старой схе-

Мой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже

Происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи меж-

Ду мышлением и речью, строил исследование развития мышления

Через изучение развития речи детей, повторяя ошибку В.Штерна.

Собирая типичные вопросы детей, например: ≪Почему дует ветер,

ходит ли солнышко в гости к луне, откуда берется дождь?≫ и т. п.,

Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям и анализировать

их ответы. Он пришел к выводу, что развитие мышления - это

Процесс экстериоризации, т. е. мышление появляется как аутисти-

Ческое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, стано-

Вится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи,

Которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью

Социальной, речью для других.

Наши рекомендации