И которую он уже считает действительно своей. Это приводит к

Тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения

Окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания.

При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружаю-

Щего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта

Неадекватность не осознается, но вызывает в человеке напряжение,

Приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъек-

Том разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное

≪Я≫ и перестроить свое общение с окружающими. Исследования,

Проведенные Роджерсом, доказывали, что успешная социализация

Человека, его удовлетворение работой и собой коррелируют с

Уровнем его самосознания. Эта связь более значима для нормаль-

Ного развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их

Привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи

И ее окружение.

Данные выводы Роджерса подтверждает и работа Келли

(ученика Роджерса), который исследовал поведение преступников

Подросткового возраста. Келли провел объективные исследова-

ния семейного климата, образования, влияния соседей, культуры,

Общественного опыта, проанализировал состояние здоровья, на-

Следственность каждого преступника.

Эти факторы были классифицированы в зависимости от того,

Насколько они благоприятствуют нормальному развитию детей.

Кроме того, была сделана попытка прогнозировать благоприят-

Ное развитие малолетних преступников в зависимости от уровня

Самопонимания - того уровня, на котором индивид объективно и

Реалистично оценивает себя и свое положение, эмоционально

принимает элементы своего ≪Я≫ и среды.

С самого начала исследователи предполагали, что существует

Связь уровня самопонимания с развитием агрессивности и форми-

Рованием определенного стиля жизни у малолетних преступников,

Хотя и не предполагали, что она может играть решающую роль.

Данные о 75 молодых преступниках были сравнены со сведениями

Об их поведении и наличии повторных правонарушений, которые

Были получены в течение 2-3 лет после их освобождения из коло-

Нии. Как и ожидалось, данные о семейном климате и социальном

Опыте ребят помогли в какой-то степени предвидеть их будущее.

Однако главное, что доказал Келли, - это то, что, основываясь на

Уровне самопонимания, можно получить наиболее точный про-

гноз будущего поведения детей (на 84%), в то время как социаль-

Ный опыт и семейный климат дают меньшую точность прогнози-

рования (55 и 36% соответственно).

Эти данные были подтверждены вторичным исследованием 76

Молодых преступников, в котором также было доказано, что

Чрезвычайно эффективно прогнозировать будущее поведение ма-

Лолетних преступников в зависимости от уровня реалистического

Понимания себя и своей среды.

Роджерс из этого исследования сделал вывод, что те преступ-

Ники, которые осознали происходящее и свое место в свершивших-

ся событиях, были ≪свободными≫ и в образном виде могли пере-

жить все возможные варианты дальнейшего развития событий, что

И помогло им выбрать наиболее приемлемые из них. Те же ребята,

Которые не могли осознать реальности, были не в состоянии про-

Тивостоять давлению среды, которая толкала их на путь асоциаль-

Ного и агрессивного поведения.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна

Быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в

Зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка -

Это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в

Процессе формирования и изменяется, переструктурируется при

Изменении ситуации. Постоянное изменение, избирательность по

Отношению к окружающему и творческий подход к нему при от-

Боре фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс,

Доказывают связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и

с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого ≪Я≫ Адле-

Ра, повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй

Половине нашего века. При этом Роджерс не только говорит о

Влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость

Открытости человека навстречу опыту. В отличие от большинства

Других концепций, в которых утверждается ценность будущего

(Адлер) или влияние прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчерки-

Вал значение настоящего, говорил о том, что люди должны нау-

Наши рекомендации