И которую он уже считает действительно своей. Это приводит к
Тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения
Окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания.
При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружаю-
Щего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта
Неадекватность не осознается, но вызывает в человеке напряжение,
Приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъек-
Том разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное
≪Я≫ и перестроить свое общение с окружающими. Исследования,
Проведенные Роджерсом, доказывали, что успешная социализация
Человека, его удовлетворение работой и собой коррелируют с
Уровнем его самосознания. Эта связь более значима для нормаль-
Ного развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их
Привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи
И ее окружение.
Данные выводы Роджерса подтверждает и работа Келли
(ученика Роджерса), который исследовал поведение преступников
Подросткового возраста. Келли провел объективные исследова-
ния семейного климата, образования, влияния соседей, культуры,
Общественного опыта, проанализировал состояние здоровья, на-
Следственность каждого преступника.
Эти факторы были классифицированы в зависимости от того,
Насколько они благоприятствуют нормальному развитию детей.
Кроме того, была сделана попытка прогнозировать благоприят-
Ное развитие малолетних преступников в зависимости от уровня
Самопонимания - того уровня, на котором индивид объективно и
Реалистично оценивает себя и свое положение, эмоционально
принимает элементы своего ≪Я≫ и среды.
С самого начала исследователи предполагали, что существует
Связь уровня самопонимания с развитием агрессивности и форми-
Рованием определенного стиля жизни у малолетних преступников,
Хотя и не предполагали, что она может играть решающую роль.
Данные о 75 молодых преступниках были сравнены со сведениями
Об их поведении и наличии повторных правонарушений, которые
Были получены в течение 2-3 лет после их освобождения из коло-
Нии. Как и ожидалось, данные о семейном климате и социальном
Опыте ребят помогли в какой-то степени предвидеть их будущее.
Однако главное, что доказал Келли, - это то, что, основываясь на
Уровне самопонимания, можно получить наиболее точный про-
гноз будущего поведения детей (на 84%), в то время как социаль-
Ный опыт и семейный климат дают меньшую точность прогнози-
рования (55 и 36% соответственно).
Эти данные были подтверждены вторичным исследованием 76
Молодых преступников, в котором также было доказано, что
Чрезвычайно эффективно прогнозировать будущее поведение ма-
Лолетних преступников в зависимости от уровня реалистического
Понимания себя и своей среды.
Роджерс из этого исследования сделал вывод, что те преступ-
Ники, которые осознали происходящее и свое место в свершивших-
ся событиях, были ≪свободными≫ и в образном виде могли пере-
жить все возможные варианты дальнейшего развития событий, что
И помогло им выбрать наиболее приемлемые из них. Те же ребята,
Которые не могли осознать реальности, были не в состоянии про-
Тивостоять давлению среды, которая толкала их на путь асоциаль-
Ного и агрессивного поведения.
При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна
Быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в
Зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка -
Это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в
Процессе формирования и изменяется, переструктурируется при
Изменении ситуации. Постоянное изменение, избирательность по
Отношению к окружающему и творческий подход к нему при от-
Боре фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс,
Доказывают связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и
с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого ≪Я≫ Адле-
Ра, повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй
Половине нашего века. При этом Роджерс не только говорит о
Влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость
Открытости человека навстречу опыту. В отличие от большинства
Других концепций, в которых утверждается ценность будущего
(Адлер) или влияние прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчерки-
Вал значение настоящего, говорил о том, что люди должны нау-