Принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследо-

Ваны и описаны структура и этапы становления личности, рас-

Крыты движущие силы и механизмы личностного развития, разра-

Ботаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потреб-

Ностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения

Этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксаль-

ным концепциям классического психоанализа), основные откры-

Тия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной

Концепции формирования личности.

Контрольные вопросы

В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитическо-

Го направления?

Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда?

Какой критерий выбрал Фрейд для своей периодизации развития лич-

Ности?

В чем роль защитных механизмов?

Какова структура личности в теории Фрейда?

В чем причины ревизии теории Фрейда?

Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?

Каким образом трансформировал Юнг подход Фрейда к символической

Интерпретации данных психоанализа?

В чем состоят основные принципы типологии Юнга?

Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению Адлера?

В чем роль компенсации в развитии личности?

На каких основаниях строится типология Адлера?

В чем причина появления психологической тревоги в концепции Хорни?

Как пересмотрела Хорни понятие психологической защиты?

Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, зани-

Мался этнопсихологическими исследованиями?

В чем суть волевой психотерапии Ранка?

Какие изменения в фрейдомарксизм Райха внес Фромм?

18. В чем особенность понятия ≪социальное окружение≫ в теории Фромма?

19. Чем отличаются друг от друга люди, живущие по принципу ≪быть≫ и

≪иметь≫?

Какие основные проблемы изучала А. Фрейд?

В чем отличие теории Эго-психологии от классического психоанализа?

Чем отличается взгляд Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд?

23. В чем суть ≪теории привязанности≫ Боулби?

Какова роль языка в теории Лакана?

Какие изменения внес Эриксон в периодизацию развития личности?

Какие виды идентичности выделены Эриксоном?

Что такое психоистория?

Примерные темы рефератов

Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и

Адлера.

Достижения и недостатки психоаналитического направления.

Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

Оппонентный круг А. Адлера.

Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в фор-

Мировании новых методов исследования.

Теоретические различия в практике директивной и индирективной те-

Рапии.

Проблема идентичности и ее место в современной психологии.

Рекомендуемая литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994.

Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.

Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М, 1989.

Фрейд А. Психология ≪Я≫ и защитные механизмы личности. - М., 1993.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М, 1991.

Фрейд 3. ≪Я≫ и ≪ОНО≫. - Тбилиси, 1991. - Т. 1, 2.

Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М, 1993.

Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

Юнг К. Психологические типы. - М., 1995.

Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Глава 11

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ,

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая характеристика гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос

О необходимости исследования мотивации и структуры личности,

Обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот

Подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик,

Как качественное своеобразие личности каждого человека, возмож-

Ность сознательно и целенаправленно развивать определенные сто-

роны ≪образа Я≫ и строить взаимоотношения с окружающими.

Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что про-

Цесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспе-

Риментальные материалы показывали, что становление личности

Происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследо-

Ванию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направ-

Наши рекомендации