Применяются в практической детской психологии. Главным обра-

зом это идеи катарсиса, очищения от агрессивности и ≪свободного

антиавторитарного≫ воспитания.

Коррекционные технологии, основанные на идее катарсиса,

часто применяются, например, для снижения агрессивности детей,

При этом им в игровой деятельности предлагается направить их

агрессивность ≪к вещам, заменяющим ее причину≫. В своей книге

≪Детская агрессивность≫ Л. Аткин предлагает давать ребенку мо-

Лоток и гвозди или боксерский тренажер. Такая деятельность, с его

Точки зрения, позволит уменьшить агрессивность и проявить агрес-

Сивные чувства творчески.

Под влиянием психоанализа крупный педагог А. С. Нейлл пред-

ложил новый тип образования, так называемый ≪антиавторитар-

ный≫. Нейлл считал, что агрессивность ребенка возникает внутри

Личности и готова проявиться как ненависть против жизни, как

Сексуальное отталкивание (другого), как стремление к драке. По

Мнению Нейлла, проблема появляется тогда, когда взрослые на-

Чинают обучать детей, передавая им все отрицательное, что есть у

Них. Для Нейлла влияние среды всегда отрицательно, и он пришел

К выводу, что если в этом мире никак нельзя уничтожить влияние

среды, то можно это влияние ограничить, так как ≪свобода излечи-

вает большинство нервных расстройств у детей≫.

Продолжались и начатые Г. Салливаном исследования на стыке

Нескольких психологических направлений. Продуктивность такого

Подхода была продемонстрирована в концепции американского

Ученого Э.Берна (1910-1970). Берн родился и получил медицинское

образование в Канаде. После окончания университета в Монреа-

Ле он эмигрировал в США, где прошел специализацию по психо-

Анализу. Его главным достижением является разработка концеп-

Ции трансактного анализа, которую он вначале называл социаль-

Ной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением.

Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику,

Чем на формирование новых теоретических положений.

В книгах ≪Игры, в которые играют люди≫ (1964) и ≪Что ты го-

воришь после того, как поздоровался≫ (1972) он изложил ведущие

Положения трансактного анализа. В основе его лежит понятие о

Трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек - роди-

Тель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек

Может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на дру-

Гое при изменении ситуации.

Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию

(правила поведения, скрипты, т. е. сценарии жизни, и т. д.) и играет

Важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя поведе-

Ние человека в ней. На изучении межличностных отношений кли-

ентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии Берна)

и долговременных жизненных планов (скриптов) и строится работа

По осознанию и изменению Эго-состояний клиентов. При этом за-

Дачей психотерапевта является избавление клиента от рано сфор-

Мировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его

Межличностных отношений.

Принципиально новый подход к модификации глубинной пси-

Хологии был осуществлен в теории французского психолога Ж. Ла-

кана (1901-1981). В своих первых работах он исследовал ≪стадию

зеркала≫, т.е. начало узнавания себя в зеркале детьми 6-18 меся-

Цев, выступающую как начало идентификации субъекта.

В 50-60-х годах Лакан начал разрабатывать свою теорию струк-

Турного психоанализа, основные положения которой изложил в

работах ≪Тексты. Избранное≫ (1966), ≪Функции языка в психо-

анализе≫ (1968) и др. В этих трудах он сделал попытку соединить

Идеи Фрейда об особой роли языка и символики в структуре и

Функциях бессознательного с положениями структурной лингви-

Стики.

В созданных им психоаналитических графах и технике психо-

Терапии нашел отражение и его собственный практический опыт.

В психотерапевтической работе Лакан уделял большое внимание

Речи пациента, особенно в процессе свободной беседы, а также

моментам перехода от ≪пустой≫ речи к ≪полной≫ и восстановлению

Символического ряда.

Эффективность этих методов подтверждалась теоретическими

Исследованиями Лакана, в которых обосновывалась возможность

Представить бессознательное в языковых структурах, так как, по

Мнению Лакана, влечение человека есть, по сути, влечение другого,

Опосредованное его речью. Именно этим он объяснял многочис-

Наши рекомендации