Ловека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень представляет собой центр личного бессознательного. Как

Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусиру-

Ет, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из

сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремле-

Ния, которые отрицаются человеком как не совместимые с его пер-

Соной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует

Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так

Как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее

Количество желаний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом

Касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг

Считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд

Ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований

именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным

Просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - закон-

Ная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и

Без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как

Раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное

Отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг

Называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее

Негативное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - это те части души,

Которые отражают интерсексуальные связи, представления о про-

Тивоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают

Родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во мно-

Гом формирует поведение и творчество человека, так как является

Источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой централь-

Ный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бес-

сознательной части, это ≪архетип порядка и целостности лично-

сти≫. Его главное значение в том, что он не противопоставляет

Разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу,

Но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе

Развития личность обретает все большую целостность, Самость и,

Индивидуализируясь, становится все более свободной в своем вы-

Ражении и самопознании.

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуали-

Зации при развитии личности развивались Юнгом уже в 50-60-е

Годы под влиянием новых тенденций в понимании личности, в том

Числе в русле гуманистической психологии. К этому же времени

Относятся его положения о роли сознания в духовном росте и орга-

Низации поведения. Такая трансформация некоторых положений

Психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале века, была для

Него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал откры-

Тость своей концепции для всего нового, в отличие от ортодок-

Сальности теории Фрейда.

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию лич-

Ности, выделив два типа - экстравертов и интровертов. Интровер-

Ты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на

Внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе

Собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты,

Наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть

Своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в от-

Личие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным

Образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта

Опасность представляет полный разрыв контактов с внешним ми-

Ром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере

Себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догмати-

Ками, в то время как интроверты - фанатиками.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позво-

Ляет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две

Части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как пра-

Вило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом

Людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком

Кругу близких им людей они открываются другой стороной своей

Личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетер-

Пеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются

Настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и

Плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интровер-

Та, который исходит только из своих позиций и не может выстро-

Ить адекватную линию поведения, понять точку зрения собесед-

Наши рекомендации