Ловека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Тень представляет собой центр личного бессознательного. Как
Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусиру-
Ет, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из
сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремле-
Ния, которые отрицаются человеком как не совместимые с его пер-
Соной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует
Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так
Как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее
Количество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом
Касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг
Считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд
Ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований
именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным
Просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - закон-
Ная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и
Без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как
Раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное
Отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг
Называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее
Негативное влияние.
Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - это те части души,
Которые отражают интерсексуальные связи, представления о про-
Тивоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают
Родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во мно-
Гом формирует поведение и творчество человека, так как является
Источником проекций, новых образов в душе человека.
Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой централь-
Ный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бес-
сознательной части, это ≪архетип порядка и целостности лично-
сти≫. Его главное значение в том, что он не противопоставляет
Разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу,
Но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе
Развития личность обретает все большую целостность, Самость и,
Индивидуализируясь, становится все более свободной в своем вы-
Ражении и самопознании.
Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуали-
Зации при развитии личности развивались Юнгом уже в 50-60-е
Годы под влиянием новых тенденций в понимании личности, в том
Числе в русле гуманистической психологии. К этому же времени
Относятся его положения о роли сознания в духовном росте и орга-
Низации поведения. Такая трансформация некоторых положений
Психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале века, была для
Него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал откры-
Тость своей концепции для всего нового, в отличие от ортодок-
Сальности теории Фрейда.
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию лич-
Ности, выделив два типа - экстравертов и интровертов. Интровер-
Ты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на
Внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе
Собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты,
Наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть
Своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в от-
Личие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным
Образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта
Опасность представляет полный разрыв контактов с внешним ми-
Ром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере
Себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догмати-
Ками, в то время как интроверты - фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позво-
Ляет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две
Части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как пра-
Вило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом
Людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком
Кругу близких им людей они открываются другой стороной своей
Личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетер-
Пеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются
Настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и
Плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интровер-
Та, который исходит только из своих позиций и не может выстро-
Ить адекватную линию поведения, понять точку зрения собесед-