Возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над
Ней, реализовав свои квазипотребности.
Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и
Гуманистической психологией: важность сохранения целостности
Личности, ее Самости, необходимость осознания человеком струк-
Туры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли
Ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности дан-
Ной проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на
Поведение, человечество приходит к мысли о необходимости про-
Вести границу между человеком и другими живыми существами,
Понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладо-
Страстия, которые великолепно объяснил психоанализ, но и основы
Его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело
И стремление в новом мире, после войны, показавшей ничтожность
И хрупкость человека, преодолеть складывающееся ощущение ти-
Пичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди - цело-
Стные, уникальные системы, каждый из которых несет в себе свой
Внутренний мир, не похожий на мир других людей.
После переезда в США Левин занимался проблемами групповой
Дифференциации, типологией стиля общения. Он предположил, что
Группа также может быть рассмотрена как динамическая система,
Формирующая социальное поле, по аналогии с системой психоло-
Гического поля личности. Социальное поведение людей в группе
Определяется взаимоотношениями внутри ее, конкурирующими
Тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами
Общения. Иными словами, групповое поведение есть функция об-
Щего состояния социального поля, как поведение человека является
Функцией потребностей и психологического поля. Изучение группо-
Вой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конф-
Ликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложи-
Ли дорогу в практику и таким приложениям социальной психоло-
Гии, как Т-группы, тренинг сензитивности, институт лидерства.
Левину также принадлежит описание наиболее распространен-
Ных стилей общения - демократического, авторитарного, попусти-
Тельского, а также исследование условий, способствующих выделе-
Нию лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования
Левина стали основой нового направления в социальной психоло-
гии - процессы групповой динамики. Социальная ситуация в Герма-
Нии, а также некоторые факты американской действительности
Послужили толчком для работ, посвященных совместному прожи-
Ванию людей разной национальности и разного цвета кожи, а так-
Же предотвращению расовых предрассудков у детей.
Исследования Левина помогли создать экспериментальные ме-
Тоды исследования в социальной психологии и психологии лич-
Ности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих
Областях, хотя его последние работы получили более широкое
Распространение, чем работы по исследования мотивации. Соци-
Ально-психологические эксперименты также помогли Левину, един-
Ственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную
Школу в США.
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разно-
Образным проблемам - от творческого мышления до активности
Личности. Многообразные исследования психики позволили по-
Нять закономерности развития восприятия, мышления и личности,
Сформировать принципиально отличные от прежних эксперимен-
Тальные методики. В то же время надо отметить, что не все сде-
Ланные в трудах гештальтпсихологов выводы одинаково значимы
Для современной науки, иногда более интересны проведенные ими
Эксперименты и полученные результаты, чем их интерпретация,
Особенно при изучении проблемы изоморфизма или роли феноме-
Нологической редукции.
Анализируя научную деятельность гештальтпсихологического
Направления, необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал
Этой школы не был полностью исчерпан; это доказывается по-
Следними работами Левина и Вертгеймера. Однако это единст-
Венная школа, которая распалась в 30-е годы, не дойдя, хотя бы
В модифицированном виде, до настоящего времени, как психо-
Анализ и бихевиоризм. Но процесс распада гештальтпсихологии
Не был естественным, связанным с исчерпанностью ее програм-
Мы, это был результат тех социальных изменений, которые про-