Сти лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние на-
Пряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась
Также связь между интеллектуальным уровнем человека и его спо-
Собностью к замещению одного действия другим. При этом было
Показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны
К замещению.
Исследования Левина доказывали, что не только существующая
В данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,
Существующие только в сознании ребенка, могут определять его
Деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает
Возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля,
окружающих предметов, ≪встать над полем≫, как писал Левин.
Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, кото-
Рое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного ок-
ружения. В книге ≪Теория поля и обучение≫ (1942) Левин раскрыл
содержание важного для него понятия временной перспективы,
Которая определяет поведение человека в жизненном пространстве
И служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и
Будущего. Появление временной перспективы позволяет людям
Преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в
Тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя
Трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление
Поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в
его фильм ≪Хана садится на камень≫. В нем, в частности, был за-
Снят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понра-
Вившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для
Этого нужно было повернуться к нему спиной.
Эти исследования легли в основу разработанной им теории
конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: ≪стремле-
ние-стремление≫, ≪избегание-избегание≫, ≪стремление-избегание≫.
В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что
Искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать
Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрес-
Сии - против себя, других, ситуации.
Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных
Приемов для формирования личности ребенка, развития у него
Способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая систе-
Мы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал,
Что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка за-
Дания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся
Между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентно-
Стью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или
принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако на-
Много легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в иде-
альном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с
Точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведе-
Ния, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей.
Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барь-
Ером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует
Предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям
выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна си-
Стема, при которой детям дается возможность выстроить времен-
Ную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и пока-
зать им значение трудного в данный момент задания, превратив
Тем самым отрицательную валентность в положительную.
Эксперименты Левина показали необходимость не только цело-
Стного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия
уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявля-
Ется при попытках доказать человеку неадекватность, неправиль-
Ность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психо-
Логии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения
И его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицатель-
Ное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный
Уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возмож-
Ность установления устойчивого равновесия со средой.
Работы Левина позволили проанализировать факторы, лежа-
Щие в основе волевого, собственно личностного поведения чело-
Века, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей,
Обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная
Активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие