Коллег, Левин сосредоточился не на исследовании когнитивных
Процессов, а на изучении личности человека. После эмиграции в
США Левин преподавал в Станфордском и Корнельском универ-
Ситетах. В этот период он занимается главным образом проблема-
Ми социальной психологии и в 1945 г. возглавил исследовательский
Центр групповой динамики при Массачусетском технологическом
Институте. Хотя он был его директором всего три года, имя Левина
Прочно связано с этим Центром, который и после его смерти про-
Должал работу по намеченным им программам.
Свою теорию личности Левин называл ≪теория психологическо-
го поля≫. Основные положения этой концепции изложены им в ра-
ботах ≪Динамическая теория личности≫ (1935) и ≪Принципы топо-
логической психологии≫ (1936), так как для объяснения он исполь-
Зовал понятия из топологии - науки о пространственных отноше-
Ниях между объектами, а также математики и физики.
Он исходил из того, что личность живет и развивается в психо-
Логическом; поле окружающих ее предметов, каждый из которых
Имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты дока-
Зывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой
Знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для
Всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.
Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности,
Которые Левин рассматривал как своего рода энергетические за-
Ряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек
Стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потреб-
Ности. Левин различал два рода потребностей - биологические и
Социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных
Уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в
Психологическом поле под влиянием различных потребностей, по-
Казывает, что поведение является одновременно функцией лично-
Сти и психологического поля.
Потребности в структуре личности не изолированы, но находят-
Ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те
Квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмени-
Ваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл
Коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации,
С его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более
Гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различ-
Ные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных
Ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе
Замещающих действий, которые формируются на основе связан-
Ных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким обра-
Зом, человек не привязан к определенному действию или способу
Решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него
Напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.
Исследуя формирование замещающих действий, Левин разра-
Ботал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить
определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду
Или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-
То значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможно-
стью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте
Взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда
Ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду.
Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им
Говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и
Агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот
Момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое за-
Дание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что
Оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переклю-
чались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии
В новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли бы-
Стро сформировать новую потребность и приспособиться к новой
Ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей уве-
Личивались, а не уменьшались со временем.
Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особен-
Ности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохра-
Нение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или на-
Пряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Леви-
На и его учеников было доказано, что нереализованные потребно-