Коллег, Левин сосредоточился не на исследовании когнитивных

Процессов, а на изучении личности человека. После эмиграции в

США Левин преподавал в Станфордском и Корнельском универ-

Ситетах. В этот период он занимается главным образом проблема-

Ми социальной психологии и в 1945 г. возглавил исследовательский

Центр групповой динамики при Массачусетском технологическом

Институте. Хотя он был его директором всего три года, имя Левина

Прочно связано с этим Центром, который и после его смерти про-

Должал работу по намеченным им программам.

Свою теорию личности Левин называл ≪теория психологическо-

го поля≫. Основные положения этой концепции изложены им в ра-

ботах ≪Динамическая теория личности≫ (1935) и ≪Принципы топо-

логической психологии≫ (1936), так как для объяснения он исполь-

Зовал понятия из топологии - науки о пространственных отноше-

Ниях между объектами, а также математики и физики.

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психо-

Логическом; поле окружающих ее предметов, каждый из которых

Имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты дока-

Зывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой

Знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для

Всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности,

Которые Левин рассматривал как своего рода энергетические за-

Ряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек

Стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потреб-

Ности. Левин различал два рода потребностей - биологические и

Социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных

Уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в

Психологическом поле под влиянием различных потребностей, по-

Казывает, что поведение является одновременно функцией лично-

Сти и психологического поля.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находят-

Ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те

Квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмени-

Ваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл

Коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации,

С его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более

Гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различ-

Ные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных

Ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе

Замещающих действий, которые формируются на основе связан-

Ных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким обра-

Зом, человек не привязан к определенному действию или способу

Решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него

Напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Исследуя формирование замещающих действий, Левин разра-

Ботал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить

определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду

Или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-

То значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможно-

стью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте

Взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда

Ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду.

Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им

Говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и

Агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот

Момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое за-

Дание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что

Оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переклю-

чались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии

В новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли бы-

Стро сформировать новую потребность и приспособиться к новой

Ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей уве-

Личивались, а не уменьшались со временем.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особен-

Ности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохра-

Нение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или на-

Пряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Леви-

На и его учеников было доказано, что нереализованные потребно-

Наши рекомендации