Ное высоко. Ее включение в гештальт со шкафом не представляет

Для ребенка трудностей. Использование ящика уже нуждается в

Некоторой перестановке, так как он может осознаваться в несколь-

Ких функциях. Что же касается стула, то он осознается ребенком не

Сам по себе, но уже включенным в другой гештальт - со столом, с

Которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для

Решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный

Образ стол-стул на два, а затем уже стул соединить со шкафом в

Новый образ, осознав его новую функциональную роль. Вот почему

этот вариант является самым сложным для решения.

Данные эксперименты, подтверждая универсальность инсайта,

Раскрывали, с точки зрения Келера, и общее направление психи-

Ческого развития, и роль обучения в этом процессе. Доказывая

Основное положение его школы о том, что психическое развитие

Связано с переходом от схватывания общей ситуации к ее диффе-

Ренциации и формированию нового, более адекватного ситуации

Гештальта, Келер раскрывал условия, способствующие этому пере-

Ходу. Такое развитие, считал Келер, происходит как внезапно, так

и в процессе обучения, которое также ведет к образованию новой

Структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию

Ситуации. Иными словами, при определенных условиях обучение

Может способствовать развитию мышления, причем это связано

Не с организацией поисковой активности ребенка по типу проб и

Ошибок, но с созданием условий, способствующих инсайту. Таким

Образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяжен-

Ный во времени характер мышления, в основе которого лежит ин-

Сайт. Несколько позже К.Бюлер, который пришел к похожему

выводу, назвал этот феномен ≪ага-переживание≫, также подчерки-

Вая его внезапность и одномоментность.

Понятие об инсайте - ключевое для гештальтпсихологии - стало

Основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том

Числе и продуктивного мышления, как было показано в работах

Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой

Изоморфизма. Изучая детерминанты, лежащие в основе инсайта,

Он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физи-

Ко-химических процессов, происходящих в коре головного мозга.

В 1920 г. появилась его работа ≪Физические гештальты в покое и

стационарном состоянии≫, в которой изложены основные идеи

Изоморфизма, т. е. идеи подобия двух или нескольких систем, на-

пример подобия топографической карты рельефу местности, на ней

Отраженному. Ориентация на достижения в физике открывала, по

Мнению Келера, новые перспективы и перед психологией, для ко-

Торой модели физических полей и тех энергетических процессов,

Которые их определяют, могут служить аналогом, объясняющим

Происходящие в коре процессы. Изоморфизм, т. е. идея о соответст-

Вии между физической, физиологической и психологической систе-

Мами, позволял привести сознание в соответствие с физическим ми-

ром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним, физиче-

Ским гештальтам соответствуют нейрофизиологические, с которы-

Ми, в свою очередь, связаны психологические образы и понятия.

Изучение изоморфизма привело Келера к открытию новых за-

Конов восприятия - значения (предметности восприятия) и отно-

Сительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции), изло-

женных им в книге ≪Гештальтпсихология≫ (1929). Однако теория

Изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не толь-

Ко его концепции, но и гештальтпсихологии в целом.

Динамическая теория личности и группы Левина

Теория К.Левина (1890-1947), так же как теории других геш-

Тальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук -

физики, математики. Заинтересовавшись в университете психоло-

Гией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость

Эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. После

учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914 г. получил

Докторскую степень. Приняв предложение преподавать психоло-

гию в психологическом институте Берлинского университета, он

Сблизился с Коффкой, Келером и Вертгеймером. Близость их по-

Зиции связана как с общими взглядами на природу психического,

Так и с попытками в качестве объективной основы эксперимен-

Тальной психологии выбрать физику. Однако, в отличие от своих

Наши рекомендации