Рии, сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые яви-

Лись результатом прошлых фрустраций) может привести к их сло-

Жению и создать очень мощную агрессивность. Доллард также

Предположил, что все фрустрации, которые переживаются в детс-

Ком возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда

Ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте.

Однако в настоящее время это широко распространенное мнение

Подвергается сомнению и считается спорным.

Лучшим своим трудом Доллард считал книгу ≪Личность и пси-

хотерапия≫ (1950), написанную в соавторстве с Н. Миллером.

Научные интересы Н.Миллера (р. 1909) были связаны с разра-

Боткой проблем мотивации, влечений и природы подкрепления.

В его экспериментах, направленных на исследование мотивации,

Были изучены различные виды инструментального научения, свя-

Занные с удовлетворением основных человеческих потребностей.

Разработанные им принципы обучения социально-адаптивному

Поведению легли в основу его концепции психотерапии, рассмат-

Риваемой как процесс приобретения более адаптивных социальных

И личных навыков. Работы Миллера лишили психотерапию сугубо

Медицинской ауры и обеспечили ей рациональное обоснование,

Базирующееся на принципах бихевиорального научения.

В своих совместных книгах ≪Социальное научение и имитация≫

(1941), ≪Личность и психотерапия≫ Доллард и Миллер предприняли

попытку интерпретации основных понятий Фрейда {зависимость,

агрессия, идентификация, совесть) в терминах теории научения.

Доллард и Миллер стремились создать психотерапию, основанную

На принципах теории социального научения; этому предмету была

Посвящена большая часть исследований Долларда в 50-х годах

XX в. В их работах впервые были разработаны основы концепции

Социального научения, включающей понятие навыка, заложившей

Фундамент для теории социального научения 60-х годов.

Одним из первых термин социальное научение использовал

Д.Б.Роттер (р. 1916). Он специализировался в области химии, но

Интерес к психологии и встреча с А.Адлером привели его в аспи-

рантуру университета в Иллинойсе. После службы в качестве военно-

Го психолога во время Второй мировой войны он занимался науч-

ной и преподавательской работой в различных университетах США.

Главные исследования Роттера связаны с изучением индивиду-

Альных различий в представлениях людей об источниках подкреп-

Ления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают

ответственность за происходящее с ними. Он ввел понятие ожида-

ния, т.е. уверенности (или субъективной вероятности) в том, что

Определенное поведение в данной психологической ситуации бу-

Дет подкреплено. Часть людей уверена, что они могут повлиять на

получаемые подкрепления, и это люди с интернальным {внутрен-

ним) локусом контроля. Другая часть считает, что подкрепления -

дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом кон-

Троля.

Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом конт-

Роля не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и

Физически. Было показано также, что локус контроля закладыва-

Ется в детстве и в значительной мере определяется стилем воспита-

ния. Роттер разработал широко применяемый тест ≪Шкала интер-

нальности-экстернальности≫, а также ряд других популярных лич-

Ностных тестов.

Наиболее значительные труды в области социального научения

Принадлежат А. Бандуре (1925-1988). Бандура родился и получил

среднее образование в Канаде, затем переехал в США, где окончил

университет Айовы, получив в 1952 г. докторскую степень по кли-

Нической психологии. С 1953 г. он начал работу в Стэндфордском

университете, где познакомился с трудами Миллера и Долларда,

Оказавшими на него значительное влияние.

В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на

Проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес

Привел к программе исследований, посвященной изучению меха-

низмов обучения. Начав с методологии ≪стимул-реакция≫, он при-

Шел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не

Вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объ-

Ясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных ис-

Следований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требу-

Ется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на

Наши рекомендации