Психологии Скиннер является одним из наиболее авторитетных

Ученых, по количеству цитирования и сторонников он превзошел

Даже Фрейда. При этом: наибольшее влияние его теория оперант-

Ного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть про-

Цесс научения и разработать новые подходы и новые программы

Обучения.

Теории социального научения

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о

Необходимости изучать социальное поведение и управлять им.

Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и на-

Правляющих приобретение социального опыта и норм поведения,

определил содержание концепций широкого круга ученых, особен-

Но во второй половине XX в.

Одним из первых обратился к этим проблемам Д.Г.Мид (1863-

1931). После окончания Гарвардского университета (1888), где он

Изучал психологию и философию, Мид стажировался в Европе.

Вернувшись в Америку, работал у Дьюи в Чикагском университете,

Где и получил в 1894 г. степень доктора психологии.

Мид в своих работах впервые обратился к проблеме личности,

показав, каким образом рождается осознание своего ≪Я≫. Он до-

Казывал, что личность человека формируется в процессе его взаи-

Модействия с другими людьми, являясь моделью тех межличност-

Ных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни.

Так как в общении с разными людьми субъект играет разные

≪роли≫, его личность представляет собой своего рода объединение

различных ролей, которые он постоянно ≪на себя принимает≫, при-

Чем язык имеет важнейшее значение.

Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному

Взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учит-

Ся играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот

Опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, т. е. у него

Возникает осознание себя как социального субъекта. Большое зна-

Чение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей

имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать

На себя различные роли и соблюдать определенные правила игры.

Таким образом, идея ≪Я≫ возникает из социального окружения, и

Вследствие существования множества социальных сред существует

возможность развития множества разных типов ≪Я≫.

Теория Мида называется также теорией ожиданий, так как, по

Его мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий ок-

Ружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого

Опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному

Играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого

Родители ожидают только отличных отметок, играет совсем не так,

как ее играет ребенок, которого ≪сдали≫ в школу только потому, что

Это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сю-

Жетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изме-

Нять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жиз-

Ни. До начала этих игр дети знают только одну роль - ребенка в

Своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и пова-

Ром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развить про-

Извольность поведения, овладеть теми нормами, которые приняты

в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, ≪обоб-

щенный другой≫, т.е. правило, которое дети должны выполнять.

Понятие обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы

Объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще

Их соблюдать в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило

Является как бы еще одним обобщенным партнером, который со

Стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклонять-

Ся от нормы.

Мид впервые обратился к проблемам социального научения и

Оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов,

Особенно на Г.Салливана.

Большой интерес представляют исследования асоциального

(агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психо-

Логами данного направления. Эта проблема была в центре научных

Интересов Д.Долларда (1900-1980). После окончания Висконсин-

ского университета и получения докторской степени он начал ра-

боту в Йельском университете, где увлекся идеями Халла. Его целью

Было соединить теорию подкрепления и психоанализ. Уже в своих

Первых работах он высказал идею о связи агрессии с фрустрацией,

которая легла в основу его теории фрустраций. Согласно этой тео-

Наши рекомендации