Психологии Скиннер является одним из наиболее авторитетных
Ученых, по количеству цитирования и сторонников он превзошел
Даже Фрейда. При этом: наибольшее влияние его теория оперант-
Ного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть про-
Цесс научения и разработать новые подходы и новые программы
Обучения.
Теории социального научения
Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о
Необходимости изучать социальное поведение и управлять им.
Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и на-
Правляющих приобретение социального опыта и норм поведения,
определил содержание концепций широкого круга ученых, особен-
Но во второй половине XX в.
Одним из первых обратился к этим проблемам Д.Г.Мид (1863-
1931). После окончания Гарвардского университета (1888), где он
Изучал психологию и философию, Мид стажировался в Европе.
Вернувшись в Америку, работал у Дьюи в Чикагском университете,
Где и получил в 1894 г. степень доктора психологии.
Мид в своих работах впервые обратился к проблеме личности,
показав, каким образом рождается осознание своего ≪Я≫. Он до-
Казывал, что личность человека формируется в процессе его взаи-
Модействия с другими людьми, являясь моделью тех межличност-
Ных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни.
Так как в общении с разными людьми субъект играет разные
≪роли≫, его личность представляет собой своего рода объединение
различных ролей, которые он постоянно ≪на себя принимает≫, при-
Чем язык имеет важнейшее значение.
Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному
Взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учит-
Ся играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот
Опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, т. е. у него
Возникает осознание себя как социального субъекта. Большое зна-
Чение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей
имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать
На себя различные роли и соблюдать определенные правила игры.
Таким образом, идея ≪Я≫ возникает из социального окружения, и
Вследствие существования множества социальных сред существует
возможность развития множества разных типов ≪Я≫.
Теория Мида называется также теорией ожиданий, так как, по
Его мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий ок-
Ружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого
Опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному
Играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого
Родители ожидают только отличных отметок, играет совсем не так,
как ее играет ребенок, которого ≪сдали≫ в школу только потому, что
Это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.
Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сю-
Жетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изме-
Нять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жиз-
Ни. До начала этих игр дети знают только одну роль - ребенка в
Своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и пова-
Ром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развить про-
Извольность поведения, овладеть теми нормами, которые приняты
в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, ≪обоб-
щенный другой≫, т.е. правило, которое дети должны выполнять.
Понятие обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы
Объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще
Их соблюдать в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило
Является как бы еще одним обобщенным партнером, который со
Стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклонять-
Ся от нормы.
Мид впервые обратился к проблемам социального научения и
Оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов,
Особенно на Г.Салливана.
Большой интерес представляют исследования асоциального
(агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психо-
Логами данного направления. Эта проблема была в центре научных
Интересов Д.Долларда (1900-1980). После окончания Висконсин-
ского университета и получения докторской степени он начал ра-
боту в Йельском университете, где увлекся идеями Халла. Его целью
Было соединить теорию подкрепления и психоанализ. Уже в своих
Первых работах он высказал идею о связи агрессии с фрустрацией,
которая легла в основу его теории фрустраций. Согласно этой тео-