Наиболее отчетливо стремление проанализировать отличия лю-

Дей друг от друга проявилось в описании способностей. Еще в ра-

Ботах Квинтилиана говорилось о разнице между способными и

Малоспособными детьми. Вивес, Уарте, Гельвеции заложили осно-

Вы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объ-

Ективное изучение индивидуальных различий могло происходить

Только на основе их экспериментального исследования.

Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявле-

Ние вариативности, но у его первых учеников - Крепелина, Кеттела

И других - появилась установка на переориентацию эксперимента

В этом направлении. Так зародилась новая область психологиче-

ской науки - дифференциальная психология. Ее развитию способст-

Вовали также запросы практики: педагогической (о чем говорилось

Выше), медицинской и индустриальной.

Подлинным вдохновителем организации нового направления

Исследований стал английский ученый Ф. Гальтон (1822-1911). Его

Неистощимый изобретательный ум породил множество новатор-

Ских идей в различных областях - от метеорологии до антрополо-

Гии. В психологии его заслуга состояла в создании техники изуче-

Ния индивидуальных различий.

Под впечатлением эволюционного учения своего кузена Ч.Дар-

Вина он придавал решающую роль в физическом и психическом

Развитии индивида фактору наследственности. Занимаясь экспери-

Ментально-психологическими исследованиями (изучая пороги чув-

Ствительности, время реакции, ассоциации и другие психические

Процессы), Гальтон обращал главное внимание не на общие для

Всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей.

Для изучения этой вариативности он изобрел ряд специальных ме-

Тодик, которые и стали истоком дифференциальной психологии.

Особо значимым явилось внедрение в психологию новых мате-

Матических методов, главным образом статистических. Любимым

изречением Гальтона было: ≪Все, что возможно сосчитать, - счи-

тайте!≫ В своей новаторской книге ≪Наследственный гений≫ (1869)

Он дал статистический анализ огромного количества биографиче-

Ских фактов, утверждая приложимость статистических закономер-

Ностей к распределению способностей. Подобно тому как люди

Среднего роста составляют самую распространенную группу, а

Высокие и низкорослые встречаются тем реже, чем больше они

Отклоняются от нормы, люди отклоняются от среднего и в отноше-

Нии умственных способностей. Эти отклонения Гальтон под влия-

нием дарвинизма считал строго определяемыми фактором наслед-

Ственности.

Фактор наследственности, по его мнению, действует в эволю-

Ционном развитии совместно с фактором приспособления к среде.

К среде приспособляется весь вид, но приспособление вида дости-

Гается за счет генетически обусловленных вариаций врожденной

Формы. Под влиянием этого общебиологического подхода Галь-

Тон выдвинул положение о том, что различия между индивидами

Как телесного, так и психологического порядка можно объяснить

Только в терминах учения о наследственности. Все другие причи-

Ны (воспитание, пребывание в определенной среде и т. д.) сущест-

Венного значения не имеют. Изучив и статистически обработав

Огромный биографический материал, касающийся родственных

Связей выдающихся личностей Англии, Гальтон утверждал, что

Высокая даровитость определяется степенью и характером родства.

Из четырех детей, например, шанс родиться талантливым имеет

Только один.

В изучении вопроса о происхождении умственных способностей

Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты.

Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по мате-

риалам которой была написана монография ≪Английские люди

науки: их природа и воспитание≫ (1874). Решающую роль в разви-

Тии способностей к научной деятельности он опять-таки припи-

Сывал наследственности, влияние же внешних условий и воспита-

Ния считал незначительным, а иногда и отрицательным.

В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем

Анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. Он разработал

Специальные приборы для исследования индивидуальных особен-

Ностей - свисток для исследования звуковысотного слуха, дактило-

Скопию, глазомерную линейку и т.д. На международной выставке

В Лондоне в 1884 г. Гальтон в целях исследования как можно боль-

Наши рекомендации