Наиболее отчетливо стремление проанализировать отличия лю-
Дей друг от друга проявилось в описании способностей. Еще в ра-
Ботах Квинтилиана говорилось о разнице между способными и
Малоспособными детьми. Вивес, Уарте, Гельвеции заложили осно-
Вы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объ-
Ективное изучение индивидуальных различий могло происходить
Только на основе их экспериментального исследования.
Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявле-
Ние вариативности, но у его первых учеников - Крепелина, Кеттела
И других - появилась установка на переориентацию эксперимента
В этом направлении. Так зародилась новая область психологиче-
ской науки - дифференциальная психология. Ее развитию способст-
Вовали также запросы практики: педагогической (о чем говорилось
Выше), медицинской и индустриальной.
Подлинным вдохновителем организации нового направления
Исследований стал английский ученый Ф. Гальтон (1822-1911). Его
Неистощимый изобретательный ум породил множество новатор-
Ских идей в различных областях - от метеорологии до антрополо-
Гии. В психологии его заслуга состояла в создании техники изуче-
Ния индивидуальных различий.
Под впечатлением эволюционного учения своего кузена Ч.Дар-
Вина он придавал решающую роль в физическом и психическом
Развитии индивида фактору наследственности. Занимаясь экспери-
Ментально-психологическими исследованиями (изучая пороги чув-
Ствительности, время реакции, ассоциации и другие психические
Процессы), Гальтон обращал главное внимание не на общие для
Всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей.
Для изучения этой вариативности он изобрел ряд специальных ме-
Тодик, которые и стали истоком дифференциальной психологии.
Особо значимым явилось внедрение в психологию новых мате-
Матических методов, главным образом статистических. Любимым
изречением Гальтона было: ≪Все, что возможно сосчитать, - счи-
тайте!≫ В своей новаторской книге ≪Наследственный гений≫ (1869)
Он дал статистический анализ огромного количества биографиче-
Ских фактов, утверждая приложимость статистических закономер-
Ностей к распределению способностей. Подобно тому как люди
Среднего роста составляют самую распространенную группу, а
Высокие и низкорослые встречаются тем реже, чем больше они
Отклоняются от нормы, люди отклоняются от среднего и в отноше-
Нии умственных способностей. Эти отклонения Гальтон под влия-
нием дарвинизма считал строго определяемыми фактором наслед-
Ственности.
Фактор наследственности, по его мнению, действует в эволю-
Ционном развитии совместно с фактором приспособления к среде.
К среде приспособляется весь вид, но приспособление вида дости-
Гается за счет генетически обусловленных вариаций врожденной
Формы. Под влиянием этого общебиологического подхода Галь-
Тон выдвинул положение о том, что различия между индивидами
Как телесного, так и психологического порядка можно объяснить
Только в терминах учения о наследственности. Все другие причи-
Ны (воспитание, пребывание в определенной среде и т. д.) сущест-
Венного значения не имеют. Изучив и статистически обработав
Огромный биографический материал, касающийся родственных
Связей выдающихся личностей Англии, Гальтон утверждал, что
Высокая даровитость определяется степенью и характером родства.
Из четырех детей, например, шанс родиться талантливым имеет
Только один.
В изучении вопроса о происхождении умственных способностей
Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты.
Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по мате-
риалам которой была написана монография ≪Английские люди
науки: их природа и воспитание≫ (1874). Решающую роль в разви-
Тии способностей к научной деятельности он опять-таки припи-
Сывал наследственности, влияние же внешних условий и воспита-
Ния считал незначительным, а иногда и отрицательным.
В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем
Анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. Он разработал
Специальные приборы для исследования индивидуальных особен-
Ностей - свисток для исследования звуковысотного слуха, дактило-
Скопию, глазомерную линейку и т.д. На международной выставке
В Лондоне в 1884 г. Гальтон в целях исследования как можно боль-