Собностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, вос-

Приятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а также слух,

Обоняние, вкус, опознание веса, время реакции на различные сти-

Мулы, память. Были выявлены отдельные межкультурные различия

В восприятии цвета и подверженности иллюзиям. В результате Ри-

Верс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким

Образом человек видит окружающий его мир. Однако полученные

Данные позволили ему прийти к заключению, что нет оснований

Утверждать, будто примитивные народы обладают более высоко-

Развитым восприятием, чем европейцы.

В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в ми-

Ровой науке. В результате разобщенности исследователей даже

Возникли две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни

чаще всего называют психологической антропологией, и психологи-

ческая, для обозначения которой используют термин сравнитель-

но-культурная (или кросскультурная) психология*". Как отмечала

М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи

И психологи подходили к ним с разными мерками и разными кон-

Цептуальными схемами.

Но вне зависимости от того, в русле какой из ≪родительских≫

дисциплин проводились и проводятся этнопсихологические иссле-

Дования, все они осуществляются с точки зрения одного из трех ос-

Новных подходов - релятивизма, абсолютизма или универсализма.

Релятивизм заключается в подчеркивании различий между куль-

Турами. Его крайний полюо- - максимизация межкультурных разли-

Чий в содержании и структуре психических процессов, что, впро-

Чем, не означает явного или скрытого расизма. Напротив, реляти-

* Для отечественной науки советского периода было характерно явное отста-

Вание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не

Проводились, но в зависимости от принадлежности авторо:з к определенной науке

этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии, как область

Знания на стыке этнографии и психологии, как раздел психологии.

Висты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому наро-

ду, пытаясь понять людей на ≪их собственном языке≫ и ≪исходя из

их ценностей≫; они подчеркивают, что все культуры равные, но

разные. Яркими примерами культурного релятивизма являются ги-

Потеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и концеп-

Ция французского философа и социолога Л.Леви-Брюля, проти-

Вопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению

Европейцев.

К релятивистским относится и теория ≪Культура и личность≫,

Занявшая начиная с 30-х годов XX в. пространство между культур-

Антропологией и психологией. Главной своей задачей исследова-

Тели этой школы считали выяснение того, как индивид действует,

Мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения.

Их интересовало прежде всего вхождение ребенка в культуру, а

Связь между культурой в широком смысле, включая социальные,

Экономические, политические и даже экологические аспекты, и

Личностными характеристиками была для них опосредована социа-

Лизацией.

Именно в школе ≪Культура и личность≫ разрабатывалась кон-

Цепция Р.Бенедикт (1887-1948) о фундаментально различающих-

ся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет

Свою культурную доминанту - установку. Первостепенное значе-

ние для понимания теории ≪Культура и личность≫ имеет и выдви-

Нутая А. Кардинером (1891-1981) идея о наличии в каждой куль-

туре базовой личности, определяемой как основная личностная

Структура, формируемая культурой в процессе воспитания ее чле-

Нов в раннем детстве. Базовая личность - это все то, что делает

Индивида максимально восприимчивым к определенной культуре

И позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в

Рамках существующего порядка.

Усомнившись в возможности исследования сложных современ-

Ных культур на основе выделения базовой личности, Р.Линтон

(1893-1953) отказался от этого глобального, но абстрактного по-

нятия в пользу статистического понятия модальной личности, пред-

ставляющей собой не ≪среднюю≫ личность, а сравнительно прочно

Сохраняющиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у

Взрослых членов данного общества. В дальнейшем, столкнувшись

С трудностями выделения одной модальной личности в любом

Наши рекомендации