Систематических связей между психологическими и культурными
переменными при сравнении этнических общностей. Однако сам
термин этнопсихология нельзя назвать общепринятым. Многие
Специалисты в той науке, которая по сути является этнопсихоло-
Гией, предпочитали и предпочитают называть себя исследовате-
лями ≪психологии народов≫, ≪психологической антропологии≫,
≪сравнительно-культурной психологии≫ и т. п.
Во многом наличие нескольких терминов для обозначения этой
Науки связано с тем, что она представляет собой междисципли-
нарную область знания. В состав ее ≪близких и дальних родствен-
ников≫ разные авторы включают такие научные дисциплины, как
Социология, лингвистика, биология, экология и т.д. Что касается ее
≪родительских≫ дисциплин, то, с одной стороны, это наука, кото-
Рая называется этнологией или культурантропологией, а с другой -
Психология.
* Раздел написан Т. Г. Стефаненко.
Первые крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в
Трудах античных авторов - философов и историков: Геродота,
Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегре-
Ческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ (460 -
Или 356 гг. до н. э.) отмечал влияние окружающей среды на фор-
Мирование психологических особенностей людей и выдвинул общее
Положение, согласно которому все различия между народами, в
Том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.
В своей ≪Истории≫ Геродот (родился между 490 и 480 гг. до н. э. -
Умер ок. 425 г. до н.э.) также стремился объяснить заинтересовав-
Шие его особенности жизни и характера разных народов окружаю-
Щей их природной средой и при этом сравнивал между собой ха-
Рактерные различия в образе жизни народов.
В Новое время первые попытки сделать народы предметом пси-
Хологических наблюдений были предприняты в XVIII в. И снова
Именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, ле-
Жащих в основе различий между ними. Так, французские просвети-
тели XVIII в. ввели понятие ≪дух народа≫ и пытались решить про-
Блему его обусловленности географическими факторами. Самый
Яркий представитель географического детерминизма среди фран-
Цузских философов - Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что мно-
Гие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы
правления, примеры прошлого, нравы, обычаи, и в результате
Всего этого образуется общий дух народа. Но среди множества
факторов на первое место он ставил климат. Например, ≪народы
жарких климатов≫, по его мнению, робки, ленивы, не способны к
Подвигам, но наделены живым воображением. А северные народы
Отважны и мало чувствительны к наслаждениям.
Идея народного духа проникла и в немецкую философию исто-
Рии XVIII в. Один из ее виднейших представителей - И. Г. Гердер
(1744-1803) рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он
практически не разделял понятия ≪народный дух≫, ≪душа народа≫ и
≪народный характер≫. ≪Душу≫ Гердер упоминал среди других при-
Знаков народа, вместе с языком, предрассудками, музыкой и т.п.
Он подчеркивал зависимость психических компонентов от климата
И ландшафта, но допускал и влияние образа жизни и воспитания,
Общественного строя и истории. Душу народа, по мнению Гердера,
Можно узнать через его чувства, речи, дела, т. е. необходимо изу-
Чать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное
Творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный
Дух наилучшим образом. Гердер - один из первых европейских
Фольклористов - пытался применить результаты своих исследова-
ний при описании черт, присущих ≪душе≫ народов Европы, в част-
Ности немцев и славян.
Взгляды Гердера - это лишь один пример пристального внима-
Ния европейских философов к проблеме национального характера
Или народного духа. Свой вклад в развитие знаний о характере
Народов внесли и английский философ Д. Юм, и великие немецкие
Мыслители И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались
По поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали
≪психологические портреты≫ некоторых из них.
Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и
языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопси-
хологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисцип-