Систематических связей между психологическими и культурными

переменными при сравнении этнических общностей. Однако сам

термин этнопсихология нельзя назвать общепринятым. Многие

Специалисты в той науке, которая по сути является этнопсихоло-

Гией, предпочитали и предпочитают называть себя исследовате-

лями ≪психологии народов≫, ≪психологической антропологии≫,

≪сравнительно-культурной психологии≫ и т. п.

Во многом наличие нескольких терминов для обозначения этой

Науки связано с тем, что она представляет собой междисципли-

нарную область знания. В состав ее ≪близких и дальних родствен-

ников≫ разные авторы включают такие научные дисциплины, как

Социология, лингвистика, биология, экология и т.д. Что касается ее

≪родительских≫ дисциплин, то, с одной стороны, это наука, кото-

Рая называется этнологией или культурантропологией, а с другой -

Психология.

* Раздел написан Т. Г. Стефаненко.

Первые крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в

Трудах античных авторов - философов и историков: Геродота,

Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегре-

Ческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ (460 -

Или 356 гг. до н. э.) отмечал влияние окружающей среды на фор-

Мирование психологических особенностей людей и выдвинул общее

Положение, согласно которому все различия между народами, в

Том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В своей ≪Истории≫ Геродот (родился между 490 и 480 гг. до н. э. -

Умер ок. 425 г. до н.э.) также стремился объяснить заинтересовав-

Шие его особенности жизни и характера разных народов окружаю-

Щей их природной средой и при этом сравнивал между собой ха-

Рактерные различия в образе жизни народов.

В Новое время первые попытки сделать народы предметом пси-

Хологических наблюдений были предприняты в XVIII в. И снова

Именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, ле-

Жащих в основе различий между ними. Так, французские просвети-

тели XVIII в. ввели понятие ≪дух народа≫ и пытались решить про-

Блему его обусловленности географическими факторами. Самый

Яркий представитель географического детерминизма среди фран-

Цузских философов - Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что мно-

Гие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы

правления, примеры прошлого, нравы, обычаи, и в результате

Всего этого образуется общий дух народа. Но среди множества

факторов на первое место он ставил климат. Например, ≪народы

жарких климатов≫, по его мнению, робки, ленивы, не способны к

Подвигам, но наделены живым воображением. А северные народы

Отважны и мало чувствительны к наслаждениям.

Идея народного духа проникла и в немецкую философию исто-

Рии XVIII в. Один из ее виднейших представителей - И. Г. Гердер

(1744-1803) рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он

практически не разделял понятия ≪народный дух≫, ≪душа народа≫ и

≪народный характер≫. ≪Душу≫ Гердер упоминал среди других при-

Знаков народа, вместе с языком, предрассудками, музыкой и т.п.

Он подчеркивал зависимость психических компонентов от климата

И ландшафта, но допускал и влияние образа жизни и воспитания,

Общественного строя и истории. Душу народа, по мнению Гердера,

Можно узнать через его чувства, речи, дела, т. е. необходимо изу-

Чать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное

Творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный

Дух наилучшим образом. Гердер - один из первых европейских

Фольклористов - пытался применить результаты своих исследова-

ний при описании черт, присущих ≪душе≫ народов Европы, в част-

Ности немцев и славян.

Взгляды Гердера - это лишь один пример пристального внима-

Ния европейских философов к проблеме национального характера

Или народного духа. Свой вклад в развитие знаний о характере

Народов внесли и английский философ Д. Юм, и великие немецкие

Мыслители И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались

По поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали

≪психологические портреты≫ некоторых из них.

Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и

языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопси-

хологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисцип-

Наши рекомендации