Почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась

Главным образом ее ориентированностью на практику, связью с

Непосредственными нуждами педагогики и практической психо-

Логии. Действительно, в реальной педагогической практике учи-

Теля и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди

Которых здоровье детей, их психические качества, социальный

статус и образование их родителей. Именно эти задачи и решала

Педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.

Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение

Проблемы развития в центр исследовательской работы были цен-

Ным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи,

Изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, Холл выразил носившуюся в воздухе идею

Создания экспериментальной возрастной психологии, соединив

требования педагогической практики с достижениями современ-

Ной биологии и психологии.

Пионерами педологии стали врачи и биологи, так как в то

Время именно они владели методами объективного исследования

Детей, которых еще не было наработано в психологии. Однако со

временем на первый план вышла именно психологическая сторо-

На исследований и постепенно, начиная с 20-х годов нашего века,

Педология стала приобретать ярко выраженную психологическую

направленность. При этом термин ≪педология≫, который ввел

Ученик Холла О. Кристиен, был заменен новым - child study (иссле-

дование ребенка).

Популярность педологии привела к развитию массового педо-

Логического движения не только в Америке, но и в Европе, где

Ее инициаторами были такие известные ученые, как Э. Мейман,

Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Развитие возрастной и педагогической психологии в Англии

Тесно связано с именем Д. Селли (1843-1923). В своих основных

книгах ≪Очерки по психологии детства≫ (1895) и ≪Педагогическая

психология≫ (1894-1915) он сформулировал основные положения

Ассоцианистического подхода к детскому развитию. Эти работы

Способствовали проникновению психологических идей в учебные

Заведения, частичному изменению программ обучения и стиля

Общения педагогов с детьми.

Селли исходил из того, что ребенок рождается только с пред-

Посылками основных психических процессов, которые формиру-

Ются уже при его жизни. Такими предпосылками служат три эле-

Мента, составляющие основу главных образующих психики - ума,

Чувства и воли. При этом врожденным элементом, из которого

Формируется ум, является ощущение, для чувств - это чувствен-

Ный тон ощущений, гнев и страх, а для воли - врожденные формы

Движений, т. е. рефлекторные, импульсивные и инстинктивные дви-

Жения.

В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов

(ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в

Целостный образ предмета, представление или понятие. Так же

Формируется постоянное отношение (чувство) к окружающему и

волевое поведение. Большое значение при образовании ассоциа-

Ций, с точки зрения Селли, имело внимание, благодаря которому

Соединяются между собой строго определенные, а не любые эле-

Менты. Помогает усвоению и упражнение, которое ускоряет и упро-

Чивает связь элементов в единое целое.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий в теории

Селли не было, так как о структуре сознания и интеграции эле-

Ментов на основе ассоциации говорили практически все предста-

Вители этого направления, его труды имели большое значение для

Практической возрастной психологии и педологии. В центре вни-

Мания Селли было изучение того, какие ассоциации и в каком по-

Рядке появляются в процессе психического развития детей. Его

Исследования показали, что первыми возникают ассоциации по

Сходству, затем постепенно у детей формируются образы предме-

Тов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго

Года жизни появляются ассоциации по контрасту. Данные, полу-

Ченные Селли, позволили также выделить основные этапы в по-

Знавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые

Необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли М. Мон-

Тессори разработала систему упражнений, способствующих интел-

Лектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой

Системы, достаточно распространенной и сегодня, была трениров-

Наши рекомендации